Варианты построения аудиосистем

Классическая компоновка аудиосистемы включает в себя CD-проигрыватель, усилитель и акустические системы. Но мир аудио намного богаче и разнообразнее, вариантов построения или апгрейда аудиосистем очень много. Мы постараемся описать наиболее часто встречающиеся сетапы, чтобы подробнее прояснить многие моменты, которые могут быть неочевидны покупателям, не связанными с Hi-Fi / HighEnd многими годами непрерывной практики.

Какие варианты компоновки возможны в базовой системе?

CD-проигрыватель

CD-проигрыватель

Кроме привычных однокорпусных систем, дисковый плеер может быть выполнен вплоть до четырехблочной(!) конфигурации – транспорт, блок ЦАП, тактовый генератор, блок питания. Однако такие варианты – удел очень дорогих систем.

Гораздо чаще встречается комбинация с блоком транспорта (оптико-механическая часть) и блока внешнего цифро-аналогового преобразователя. Можно сразу купить отдельно транспорт, отдельно ЦАП, а можно существующий CD-проигрыватель дополнить отдельным ЦАП в любое время, поскольку большинство дисковых проигрывателей имеет коаксиальный и/или оптический выход, к которому подключается блок ЦАП.

ЦАП ЦАП

У такого решения есть несколько несомненных преимуществ. Раздельная компоновка оптико-механической и электронной частей позволяет избавится от взаимного электромагнитного влияния, неизбежно возникающего при однокорпусном размещении. Выделение для каждой части своего блока питания, также весьма полезно. Наконец, внешний ЦАП может принимать цифровой сигнал для перевода его в аналоговую форму и с других источников - компьютера (по USB), современных спутниковых тюнеров, док-станций для мобильных устройств.

блок CD-транспорта и внешнего ЦАПа

Для соединения блоков CD-транспорта и внешнего ЦАПа используются два вида кабелей – оптический и коаксиальный электрический. Оптический интерфейс постепенно выходит из обращения – субъективно, на системах среднего и высокого класса, он звучит хуже. Единственное преимущество оптики – она не соединяет корпуса аппаратов(земли) между собой, поэтому до сих пор сохраняется в устройствах с высокой степенью возможных электрических наводок – спутниковых тюнерах. Коаксиальный интерфейс может быть выполнен как на разъеме RCA (несимметричный, небалансный), так и на разъеме XLR (симметричный, балансный). В домашних условиях, между ними нет впечатляющей разницы, кроме сразу замечаемой – при XLR-коммутации громкость звука немного увеличивается.

В последнее время многие мировые компании, выпускающие Hi-Fi / HighEnd – дисковые проигрыватели, встраивают в них отдельные цифровые входы, для обработки встроенным в плеер ЦАПом внешнего цифрового сигнала. Такая компоновка позволяет соединить преимущества обоих аппаратов, хотя и несколько размывает саму идею блочной конструкции.

дисковые проигрыватели

Усилитель

Усилитель

Как и дисковый проигрыватель, усилитель может быть выполнен по раздельной компоновке. Наиболее часто встречающаяся конструкция – отдельный предварительный усилитель-коммутатор и отдельный усилитель мощности. Встречаются конфигурации с моноусилителями мощностями, по одному на каждую АС, или с моноусилителями, по одному на каждый динамик АС, например, по 4 моноусилителя мощности требуется на легендарный Nautilus от B&WCмысл в разделении все тот же – резкое снижение взаимного влияния электронной и механической частей друг на друга.

Вынос усилителя мощности в отдельный корпус позволяет без особых проблем наращивать выходную мощность вне ущерба для качества звучания, что в случае с полным усилителем весьма проблематично.

Усилитель

Вынос усилителя мощности

В последнее время появились модели полных усилителей с характеристиками и функциями, принципиально невозможными еще несколько лет назад. Новые усилители D-класса обеспечивают очень высокую мощность, высокий КПД, стабильный температурный режим (аппарат практически не греется), и при этом, звучание усилителя способно удивить даже опытного аудиофила. Можно привести в пример французский бренд Devialet, изделия которого высоко оценивают самые придирчивые аудиоэксперты.

Devialet

Многие модели усилителей имеют встроенный цифро-аналоговый преобразователь, что позволяет обойтись в системе без внешнего DACа. Наряду с высокой выходной мощностью, применением самых скоростных транзисторов, современные усилители обеспечивают необычное, восхитительное качество звучания, непохожее на все, что покупатели слышали ранее.

фонокорректор

Для подключения к усилителю винилового проигрывателя необходим отдельный модуль – фонокорректор. Без фонокорректора звук с винила воспроизводится не будет. Дело здесь в принципиально ином способе записи сигнала на виниловый диск – АЧХ при записи специально сильно искажается (низ урезан, верх задран) и должна быть восстановлена до исходного состояния зеркальным отображением, чем и занимается фонокорректор.

Как правило, фонокорректор рассчитан под два вида звукоснимателей – с подвижным магнитом и подвижной катушкой. Фонокорректор может быть, как встроен непосредственно в усилитель, так и быть выполненным в отдельном блоке. Самые современные фонокорректоры могут иметь на борту даже АЦП – аналого-цифровые преобразователи, для оцифровки и преобразования входного аналогового сигнала, например, с фонокорректора винилового проигрывателя. Оцифрованный сигнал можно проигрывать на аудиосистеме, либо сразу записывать на сетевой накопитель.

аналого-цифровые преобразователи

Акустические системы

Акустические системы

Классическая компоновка стереофонической аудиосистемы – пара акустических систем, неважно, полочные они или напольные. Абсолютное большинство всех аудио сетапов так и строятся. Однако есть и другой подход к этому вопросу.

Как известно, основной проблемой при разработке акустической системы является возможность воспроизведения самых нижних частот без ухудшения звучания других диапазонов. Решение этого вопроса весьма сложное и чрезвычайно дорогостоящее, поскольку целиком соткано из технических противоречий, очень немногие модели АС в мире могут адекватно (и честно!) воспроизводить нижний слышимый диапазон в районе 20 Гц.

Акустические системы REL

Если слушатель хочет слышать настоящий, глубокий, тактильный бас, но у него нет возможности приобрести себе АС полного диапазона, которые могут стоить десятки и сотни тысяч долларов, то есть смысл подумать о так называемой трифонической аудиосистеме, в которую, кроме пары АС, входят один или два сабвуфера. Подключить сабвуферы можно к любой акустической системе, но сабвуфер должен быть специальный, предназначенный именно для музыкального воспроизведения.

Сигнал на сабвуфер можно подать как с клемм акустической системы, так и акустических клемм или предварительного выхода усилителя. Сабвуфер может быть один, со стоком низких частот с двух АС, или их может быть два, по одному на каждую АС. Эффект от системы трифоник превзойдет все ожидания. Самые известные сабвуферы в мире, для систем трифоник, выпускают английская фирма REL Acoustics, американская фирмы Velodyne и JLAudio.

Акустика

серийно выпускаемые аудиосистемы серийно выпускаемые аудиосистемы

Существуют серийно выпускаемые аудиосистемы с отдельной басовой секцией, но в домашнем, а не в профессиональном сегменте, такие модели стоят очень дорого. Тем не менее, данные акустические системы находит своего покупателя. Из представителей этого сегмента, можно привести в пример американскую фирмуGenesis и датскую Gryphon.

американская Genesis и датская Gryphon

GenesisGenesis

GryphonGryphon

Акустические системы могут быть не только пассивными, то есть подключаться к обычному усилителю акустическим кабелей, но и иметь собственный встроенный усилитель мощности(усилители), и внешний активный кроссовер (регулятор полос частотного диапазона). Может быть даже встроенный DSP (цифровой сигнальный процессор), который обрабатывает аудиосигнал в реальном времени, компенсируя акустические огрехи помещения.

Не стоит путать просто активные АС, то есть АС со встроенным усилителем мощности (зачастую он работает только на сабвуферную секцию) с активной полосовой фильтрацией, усилением и цифровой обработкой сигнала. Большинство этих АС – студийного исполнения, но они прекрасно работают и в домашних условиях. Многие любители хорошего звука знают акустические системы французской фирмы Focal для домашнего сегмента, но немногие знают про профессиональные мониторы Focal Solo, звучание которых удивит многих адептов домашних аудиосистем.

КомпоновкаSceptre

КомпоновкаКомпоновка

Такие аудиосистемы – отдельное направление в аудиоиндустрии, специалистов по активным сетапам мало, как, впрочем, вообще специалистов во всех областях человеческой деятельности – особенность нашего времени. Наиболее известная фирма в мире, производящая такие АС – британская Meridian.

Акустика Meridian

Акустическая система MeridianMeridian Hi-fi акустика

Все указанные выше варианты компоновки стереосистем можно расширить и дополнить, во-первых, цифровыми источниками аудиосигнала, которые появились лишь в последние годы, а во-вторых, реализовать не двухканальную, а многоканальную систему.

Многоканальная система требует многоканального процессора / предусилителя, многоканального усилителя мощности, соответствующего набора АС, дисков Blu-Ray Music / SACD Multi channel / DVD Audio / файлов, записанных в соответствующих форматах на компьютере и аудиосервере. Многоканальные записи пошли от форматов объемного звучания для кинофильмов. Самые последние 3D-Аудио декодеры (Dolby AtmosAuro-3D,DTS:X), имеют соответствующие приложения для работы с трехмерными аудиозаписями, и содержат апсклейлер, позволяющий любую двухканальную фонограмму преобразовать в многоканальный объемный звук.

3D-Аудио декодеры 3D-Аудио декодеры

3D-Аудио декодеры 3D-Аудио декодеры

3D-Аудио декодеры

3D-Аудио декодеры

Мир настоящего звука захватывающ и широк, в короткой статье его невозможно охватить даже частично. Но всегда можно прийти в наш салон и послушать, как звучит то, что называется Hi-Fi / HighEnd-аппаратурой. Если человек по-настоящему любит музыку, он услышит хорошо знакомые записи с такой стороны, что возвращаться к прежнему качеству звучания будет невозможно. Как гласит лозунг одной известной британской фирмы – Послушайте, и вы убедитесь!