Соединительные кабели

Кабели – важнейший, неотъемлемый компонент любой аудио и видеосистемы. Без кабелей высокого качества ни одна система не будет отдавать слушателю/зрителю то, на что способна. Вечный вопрос аудиофилов и их противников – влияют или не влияют кабели на звук – мы здесь обсуждать не будем.

Те, кто со звуком высокого качества связан давно и всерьез, знают, что на звук влияют не только кабели, а вообще, все что угодно, вплоть до всякой чертовщины, включая время суток, положение компонентов в стойке друг над другом, положение кабелей в пространстве, кратность или приближение длины кабеля к определенному числу, степень закрутки кабеля в разъем, и так далее.

Есть факт – кабели оказывают самое непосредственное влияние на звук. Можно сколько угодно этот отрицать, а можно прийти в хороший Hi-Fi-салон и попросить специалиста подключить на один и тот же сетап разные кабели. Результат удивит очень многих людей, которые до этого считали, что в звуке им все известно. Личный опыт способен убедить любого.

Слаботочный кабель Hi-Fi Сильноточный кабель Hi-Fi

При всем многообразии кабелей, их можно поделить на две группы – слабо- и сильноточные.

Слаботочные – это, собственно и есть соединительные кабели. Сильноточные – кабели питания аппаратов 220В, влияющие на звучание системы не меньше, а иногда и больше, чем все соединительные, вместе взятые. Это отдельный, специфический и весьма разветвленный сегмент кабелей, которому можно посвятить отдельную главу.

Силовые кабели выполняются по тем же правилам и из тех же материалов, что и другие виды кабелей, но с одной особенностью – здесь четко выражена стремление к увеличению сечения токопроводящих жил. Вполне обычна ситуация, когда силовой кабель имеет сечение 8-10 мм2. Для слаботочных типов кабеля это не столь характерно, они передают динамический слабый сигнал, а не питание для трансформатора. Из-за этого, сечение слаботочных кабелей на ограниченных метражах в домашних Hi-Fi/HighEnd-системах не играет решающей роли. Повторим еще раз – степень влияния на звук специальных силовых кабелей для аппаратуры, равно как и правильная фазировка аппаратов, - самая высокая среди всей кабельной продукции.

силовые кабели для аппаратуры Hi-Fi

Категории слаботочных кабелей для аудио и видеосистем:

Акустические кабели – для соединения выходов усилителя мощности с пассивными акустическими системами. Наиболее часто используемая схема в домашних Hi-FI / HighEnd-сетапах.

Межблочные аналоговые – соединяют аналоговые выходы и входы компонентов системы по разъемам RCA, XLR, Speakon

Межблочные цифровые – соединяют цифровые выходы и входы компонентов по разъемам BNC, RCA, XLR, TosLink, AT&T, I2S. Это оптические и коаксиальные кабели. Сюда же можно отнести и кабели USBдля подключения компьютеров на внешний блок ЦАП и специальные “аудиофильские” кабели витой пары на разъеме RJ45

Аналоговые видео – для передачи аналоговых видеосигналов (композитный, S-Video, компонентный). Сейчас практически полностью исчезли из домашних систем, будучи заменены на цифровые

Цифровые видео кабели – кабели на разъёмах HDMI / DVI. В домашних системах DVI не используется (он не передает звук, только изображение). Интерфейс HDMI является единственным, на котором можно посмотреть современную систему передачи цифрового сигнала.

В аудиосистемах, HDMI используется для вывода многоканальной музыки различных форматов. У интерфейса HDMI есть ряд специфических особенностей, которые могут привести к различным проблемам при соединении разных аппаратов между собой. Связано это с тем, что интерфейс разрабатывался, во-первых, для защиты цифровых данных от копирования, во-вторых, опять для защиты цифровых данных от копирования, в-третьих, для передачи звука и изображения, в-четвертых, для надежной работы коммутируемых устройств. Все различия специальных кабелей для аудио и видеосистем от кабелей другого назначения (силовых, антенных, передачи данных) заключаются в трех вещах – материале проводника, материалах диэлектрика и экрана, способах их конструктивной реализации в кабеле.

Все различия специальных кабелей для аудио и видеосистем от кабелей другого назначения (силовых, антенных, передачи данных) заключаются в трех вещах – материале проводника, материалах диэлектрика и экрана, способах их конструктивной реализации в кабеле.

zvonite

Серебряные кабели Nordost

Стандартным материалом проводника для подавляющего большинства всех видов кабелей (кроме, разумеется, оптоволоконных) является медь высокой очистки. Видов меди для аудио много, наиболее часто используется длиннозерная медь (LGC, Long Grain Copper).

Лучшим материалом для Hi-FI / HighEnd-систем является серебро. Золото, как проводник, в аудио не используется, его применение продиктовано единственной целью – защита от коррозии. Из-за высокой дороговизны серебра, часто используется медный проводник, покрытый тонкой серебряной пленкой. Физика процесса здесь такова, что высокочастотные сигналы (особенно видео) вытесняются на поверхность проводника, и для них возникает ситуация, что кабель целиком сделан из серебра. Кабели, в котором проводники сделаны из чистого серебра, стоят больших денег. К примеру, верхний серебряный кабель легендарной фирмы Audio Note стоит примерно $12 000 за одну метровую моножилу (а на акустическую систему нужно две моножилы).

кабель легендарной фирмы Audio Note  кабель Audio Note

Наиболее распространенными материалами для диэлектрика служат полиэтилен, ПВХ(поливинилхлорид) и фторопласт(тефлон). Встречаются и другие материалы, например, синтетический каучук. Для экранов используются переплетенная медная проволока (или медно-серебряная) и алюминиевая фольга.

Экранированный кабельКонструкций кабеля

Конструкций кабеля очень много, у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Все это используется для основной задачи – внести как можно меньше собственных помех в сигнал. Отсюда и снижение погонных характеристик – сопротивления, емкости, индуктивности, для снижения деградации сигнала на длинах плюс отсутствие на выходе кабеля сигналов, которых не было на входе (из-за емкости диэлектрика, работающего как конденсатор, запасающего и отдающего заряд).

Как применять каждую категорию кабеля при построении Hi-FI / HighEnd-систем?

Акустические кабели соединяют акустические системы с усилителем мощности. На кабели могут устанавливаться различные разъемы (это называется умным словом “терминирование”) – бананы, лопатки, иглы, чтобы закрыть голый металл кабеля от окисления. Если разъемы не используются, кабель необходимо пропаять специальным припоем. Оставлять медный кабель без припоя или разъема нельзя.

Акустический кабель может стоить весьма серьезных денег, и дело здесь не только в применяемых технологиях. Немаловажен и привлекательный внешний вид, поскольку в дорогих системах Hi-FI / HighEnd он, как правило, оказывается на виду. Вид бывает настолько красивый и эстетически безупречный, что кабель можно купить только из-за него.

Существует определённая зависимость сечения проводника акустического кабеля от необходимой длины пролета и мощности усилителя. Чем больше мощности надо донести до акустической системы и чем длиннее кабельный пролет, тем больше должно быть сечение. И если не небольших длинах, скажем, до 10 метров, сечением можно до известной степени пренебречь, то в случае длины пролета свыше 70 метров, сечение кабеля должно быть минимум 3.5 мм2.

Стандартные заводские длины разделки кабеля – 2х2, 2х2.5, 2х3.0, 2х3.5 метра. Если длины нужны больше, их надо заказывать и ждать, либо доверить изготовление кабеля специалисту. Повторить как на заводе криогенную обработку меди и точечную сварку в среде инертного газа он, конечно, не сможет, но в большинстве случаев, в этом нет необходимости.

Есть рекомендация всегда устанавливать одинаковые длины кабеля для парных акустических систем (фронтальная пара, тыловая пара, многоканальные системы). Связано это не с мифической, конечно, разницей в скоростях прихода сигнала (этот бред часто приходится слышать даже вроде бы от образованных людей), а с разными погонными характеристиками кабеля. К примеру, разница в двукратной длине кабеля приводит к двукратной разнице в сопротивлении, что, в свою очередь, меняет характеристики коэффициента демпфирования – способности усилителя управлять скоростью затухания движений диффузора, особенно выраженной для низких частот. Не говоря уже о том, что разные параметры погонной емкости и индуктивности приводит к развалу фазочастотной характеристики, к которой очень чувствительно человеческое ухо.

Что же касается формы проводника – плоский или круглый, то никаких особых рекомендаций тут нет. Есть какие-то не слишком убедительные рассуждения производителей плоских кабелей о скин-эффекте в круглых проводниках (явлении вытеснения плотности тока на поверхность проводника), но все это находится, в общем-то, в области психологии восприятия. Наше мнение – плоские кабели очень неудобны в разделке или прокладке в трубах. А по звуковым характеристикам, и круглые, и плоские кабели могут быть выдающимися.

Стоимость большинства акустических кабелей высокого качества находится в пределах 8 -50 долларов за 1 погонный метр. Более дешевые кабели для систем Hi-FI / HighEnd применять не следует. Кабели от 100 долларов за метр и выше, как правило, используются в аудиосистемах очень высокого класса.

Межблочные аналоговые кабели применятся подключения аналоговых выходов источников сигнала (CD-плееров, тюнеров, виниловых проигрывателей) к входным разъёмам усилителя, а также при подключении предварительных усилителей к усилителям мощности. Бывают балансные (на разъемах XLR) и небалансные (на разъемах RCA) кабели.

Межблочный аналоговый кабель Готовый заводской межблочный аналоговый кабель

Балансные кабели пришли к нам из профессиональной звукотехники, хотя там они выполняли и выполняют несколько иные задачи. Говорить о явном повсеместном преимуществе балансного (или, как его еще называют, симметричного) подключения нельзя – для этого должны соблюдаться несколько условий, которые даже в дорогом сегменте аудио встречаются крайне редко. К примеру, усилитель тоже должен быть полностью балансным, включая и блоки питания – их должно быть два, и каждому должен подходить свой кабель питания 220В. Много ли таких аппаратов на рынке? Единицы. Хороший кабель на разъеме RCAспособен выполнить все задачи по передаче звука высокого качества.

В отличие от акустических кабелей, стандартные длины готовых заводских аналоговых межблочных кабелей находятся в пределах 0.5 – 2.0 метра, и их стоимость, в пересчете на метраж, гораздо выше кабеля акустического. Если акустический кабель можно терминировать разъемом, а можно и просто пропаять припоем, то межблочный аналоговый кабель всегда должен иметь какой-либо разъем. Конструкция межблочного кабеля может быть намного более сложной и технически изощрённой – это, в частности, и объясняет его высокую стоимость. Здесь тоже широко применяются медь и серебро, различные типы экранов, типы изолирующих материалов, варианты взаимного расположения проводника и изолятора.

К межблочному кабелю наиболее применима практика давать их на прослушивание в домашние системы клиентов, ибо это практически единственный способ понять, есть ли смысл в его использовании, или нет.

Межблочные цифровые кабели

Межблочные цифровые кабели имеют очень схожую с аналоговыми конструкцию, отличаясь, главным образом, типом разъема и назначением. Кроме разъемов RCAи XLR, для оптических кабелей применяется разъем TosLink, очень редко AT&T. Для коммутации компьютеров с аудиосистемой и компьютеров с сетевыми накопителями NAS применяются кабели USBи витопарные проводники. Несмотря на кажущуюся нелепость специализированных кабелей для передачи цифрового сигнала, разница в звучании присутствует, и весьма значительная.

Межблочный цифровой кабель  Межблочные цифровые кабели

Аналоговый видеокабель

Аналоговые видеокабели практически исчезли с домашнего сегмента рынка, и понятно, почему – все сигналы высокой четкости и саундтреки высокого класса передаются только через цифровые интерфейсы. Невозможно получить изображение 1080р и звук DTSHDMasterAudioпо аналогу. Поэтому, говорить здесь об этой категории кабелей мы не будем – это стоило делать примерно десять лет назад…

Цифровой видеокабельЦифровые видеокабели – основа современной домашней кинотеатральной системы и многоканальных цифровых аудиосистем, использующих дисковые проигрыватели Blu-Rayв качестве источника многоканальной музыки. Несмотря на то, что в аудиосистемах кабели HDMIиспользуются редко, мы рассмотрим и их. По интерфейсу HDMIпередаются как видеопоток, так и различные аудиопотоки, включая самые качественные данные с дисков SACD / DVD-Audio. Поскольку кабель HDMI - изделие сложное и капризное, есть несколько правил, которые следует знать при их выборе и покупке.

Интерфейс HDMI двунаправленный, аппаратура обменивается между собой служебными данными и может передавать обратный аудиопоток с телевизора на внешний усилитель. Все кабели HDMI, без исключения, имеют защиту цифрового контента от копирования HDCP, которая не позволяет незаконно переписать цифровую копию сигнала. Все приемные устройства HDMIоснащены блоком идентификации источников сигнала EDID. Оба этих фактора и являются основными поставщиками известных проблем интерфейса HDMI, связанных с коммутацией разного оборудования между собой. Эти проблемы имеют свои решения, но, если они встречаются в системах, которые покупатели компонуют и коммутируют самостоятельно, то рекомендуется всегда привлекать для решения проблем специалистов.

Из-за особенностей передачи сигналов видео и сигналов синхронизации, большие длины кабелей HDMI, без специальных усилителей, невозможны. Стабильно держат характеристики кабели производства известных мировых брендов. Максимум длины при сохранении рабочих параметров – 20 метров. Если нужно больше, есть три варианта – покупка кабелей со встроенным усилителем сигнала или промежуточными усилителями (эти модули активные, требуют источника питания), покупка оптоволоконных кабелей с разъёмами HDMI, и передача сигнала HDMI по витой паре через специальные преобразователи. Последний способ наиболее распространен. Передача сигнала HDMI через преобразователи стандарта HDBaseTвозможна на расстояние до 170 метров для FullHD-сигнала, и 70 метров для 4К-сигнала.

Передача сигнала HDMI через HD BaseT

Разница в качестве изображения, при коммутации системы кабелями простыми (сиречь дешевыми) кабелями, и хорошими брендовыми, может быть огромной. При условии, что есть хороший дисплей или видеопроектор и хороший источник сигнала. Сильнее всего разница видна даже не на детализации, а на яркости изображения. Все известные мировые кабельные фирмы, выпускающие HDMI-кабели, гарантируют соблюдение жестких требований и правил, предъявляемых к HDMI-интерфейсу. Неизвестно кем сделанные ноу-неймы не только работают плохо, но и способны, если собраны неправильно (такие случаи среди специалистов известны), вывести коммутируемое оборудование из строя.