Дизайн интерьера домашнего кинотеатра

Мы выбрали помещение для домашнего кинотеатра, определились с его акустической обработкой, выбрали и утвердили акустические системы и место для установки аудио и видеотехники. Это необходимые этапы работы. Осталось самое приятное - выбрать и воплотить в жизнь красивый интерьер, который подчеркнет достоинства нашего кинозала, и скрасит недостатки, если таковые есть.

Надо понимать, что существуют определенные требования к оформлению кинозалов и помещений для домашних кинотеатров, которые связаны с общим уровнем освещенности, цветовым оформлением авансцены, боковых стен, пола, потолка, мебели. Нельзя допустить падающего на экран света от солнца, внутрикомнатных светильников, не должно быть переотражений света на экранное полотно, приводящее к снижению контрастности изображения, как говорят, к “выбеливанию” картинки. Такие рекомендации, например, присутствуют в технических требованиях к домашним кинотеатральным THX-системам, и если система хочет получить данный сертификат, то должна соответствовать установленным правилам.

Два подхода к интерьерному оформлению домашнего кинотеатра:

Первый исходит из того, что общий проект интерьера этого помещения готов, никто его менять не будет, за исключением мелких деталей, и здесь мы просто вписываем свою акустику и электронику в существующие условия. Это касается как заново строящихся помещения, так и помещений, в которых делается модернизация или косметический ремонт. Какой-то зависимости от числа вложенных денег здесь нет – нам приходилось работать с готовым интерьером, как в скромных, так и в великолепно и очень дорого оформленных пространствах. Серьезно повлиять на что-то здесь сложно, и инсталляторы предпочитают, исходя из существующей ситуации, просто хорошо сделать свою работу, обеспечивая заказчику максимальное приближение к требуемым техусловиям.

Второй подход – когда интерьер специально разрабатывается под новый кинозал, с учётом всех особенностей, что позволяет инсталлятору выложиться, что называется, по полной, обеспечив 100-процентную работоспособность и максимальную отдачу электроники и акустики. Такой системой можно заслуженно гордиться, показывая ее друзьям и знакомым. Собственно, так и проектируются во всем мире домашние кинотеатры и персональные кинозалы высшего класса.

Основная разница между домашним кинотеатром и персональным кинозалом заключается в том, что последний максимально похож на своих коммерческих собратьев, с тем же подходом к системному и интерьерному проектированию, аппаратной реализации, и наличием всяких “фишек”, которые встречаются только в коммерческих кинозалах и больше нигде. Причем развитие персональных систем зашло так далеко, что многие из них превосходят своих прародителей и качеством звука, и качеством изображения. Если бы существовал бытовой носитель с качеством изображения как на пленочном или цифровом коммерческом видеопроекторе, такое превосходство было бы неоспоримым…

zvonite

Характерной особенностью полностью заказных систем является явное превалирование качества и количества изображения, и вообще, визуального ряда, над звуковой составляющей. Всегда устанавливается проекционная система высокого и очень высокого качества, никаких телевизоров здесь быть не может. Стационарный экран на раме, с изображением во всю стену, от края до края. Самая последняя новинка – экраны с изогнутым профилем, то есть с криволинейной поверхностью.

Это наиболее правильная форма позволяет не только получить намного более сильные ощущения при просмотре, за счет повышенного вовлечения в процесс периферического зрения, но и минимизировать визуальные искажения изображения в углах экрана, особенно при использовании в проекторах анаморфной оптики, применяемой для вывода широкоформатных изображений.

Акустическая группа выполняется скрытой установкой – все акустические системы, включая мощные сабвуферы, располагаются внутри стен и потолка, при этом все фронтальные АС монтируются за экраном на определенной высоте, а сам экран имеет акустически прозрачное полотно, сквозь которое свободно проходит звук. Такая конструкция позволяет с ювелирной точностью связать между собой звук и изображение, четко привязав его к определенным точкам экрана.

Попутно отметим, что, если в кинозале располагается более одного ряда зрительских мест, заэкранная расстановка АС является единственным правильным решением. Стойка также убрана с глаз долой в специальный шкаф или нишу - ничто не должно отвлекать во время кинопросмотра, все внимание зрителей должно быть приковано к экрану.

Все интерьерные проекты можно условно разделить на стили, в ключевых рамках которых и будет выполняться проект. Их довольно много – классический, модерн, ампир, фэнтези, и тому подобное. Останавливаться на стилях мы здесь не будем, так как выбор стиля определяется совместно с заказчиком, дизайнером и инсталлятором, и является темой для отдельной статьи. Мы опишем общие детали, которые можно применить в домашних кинотеатрах и кинозалах, вне зависимости от того, какой стиль, в конечном итоге, будет принят к исполнению.

Какие решения можно применить при интерьерном оформлении помещения?

1. Преобладающая цветовая гамма должна быть темной, а не светлой, с доминирующими темно-синим, темно-бордовом, темно-серым, темно-коричневым цветами, без выраженного отражения света. Особенно это касается оформления авансцены, где недопустимо переотражение света, падающего на экран, от других поверхностей. Допускаются вставки ярких цветов – красного, синего, различных оттенков кремового, но также без глянца. Как правило, более яркие цвета используются дальше от авансцены, при заказе отделки специальных кресел, подиумов, полов и тому подобного.

2. Красивые сборные шторы, как в настоящем коммерческом кинотеатре, обрамляющие авансцену, с моторным приводом, обеспечат приятное визуальное восприятие околоэкранного пространства, и подчеркнут принадлежность системы к высокому классу. Заодно и защитит полотно экрана от пыли.

3. Конструктивное декорирование видеопроектора в специальный короб или моторизованный лифт. В первом случае, из ниши или декоративного короба будет виден только луч света, падающий на экран. Во втором, проектор опускается из потолочной ниши при включении системы в работу, и в выключенном состоянии вообще не заметен. Хороший лифт имеет специальный сервисный режим, который опускает проектор на уровень роста человека, для текущего обслуживания (замена лампы, воздушного фильтра).

4. Звездное небо, выполненное на потолочных панелях со светодиодными источниками света, либо нарисованное художником особыми красками, которые светятся в ультрафиолетовых лучах, при этом требуется установка потолочной подсветки по периметру с помощью ламп УФ-диапазона. Одно из часто встречающихся красивых интерьерных решений.

5. Специальная система электронного управления освещением, позволяющая настраивать и запускать заранее установленные световые сценарии, в которых освещение плавно меняется, в зависимости от выбранной сцены. Независимо от того, какие источники света будут выбраны для кинозала, и как они будут устанавливаться, правильное управление освещением с помощью электронных диммеров всегда является оказывающим наиболее сильное воздействие на эмоциональное восприятие человека. Правильной регулировкой освещения в готовом интерьере можно воистину творить чудеса. Во всех системах среднего и высокого класса присутствует по умолчанию.

6. Специальная кинотеатральная мебель, как кресла, так и диваны, спроектированные и выполненные именно под кинозал, с широкими подлокотниками со встроенными подстаканниками, моторизованным механизмом раскладывания, при котором фигура зрителя принимает почти горизонтальное и анатомически правильное положение, хорошей кожаной или тканевой отделкой, которую можно поставить в любой, самый изысканный интерьер.

Как высший пилотаж, в кресла и диваны может быть встроен бар для напитков, универсальный пульт управления всей аудио и видеоаппаратурой, а также система тактильной кинематики, которая передает механическую вибрацию от специальных приводов на корпус кресла, и соответственно, на зрителя. В напряженные моменты кинофильма, с взрывами и спецэффектами, кресло сильно вибрирует в такт разворачивающимся на экране событиям, способствуя дополнительным эмоциям при просмотре.

7. Тематическое оформление, при котором предусматривается установка разнообразных “фишек” – автоматов для изготовления поп-корна и сахарной ваты, игровых автоматов, светящихся лайт-боксов и световых лент на входе, афиш и постеров с героями известных кинофильмов, как классических, так и современных, специфическое оформление входной группы и холла, если они есть – словом, все то, что известно нам по коммерческим кинотеатрам.

Существуют персональные кинозалы, полностью выполненные в определенной тематике – в виде пиратского корабля, с парусами и канатами, пещеры Бэтмена, таинственного волшебного замка, античного храма. Такие кинозалы уникальны и неповторимы. Эти милые детали помогают взрослым, а особенно детям, настроиться на предстоящий просмотр, как будто мы, в самом деле, пришли всей семьей в кино...