Проекционный экран домашнего кинотеатра

Видеопроектор проецирует изображение на экран. Экран необходим для того, чтобы изображение имело правильные цвета, яркость, геометрию и отграничивалось от окружающего фона.

Достигается такой эффект применением специальных покрытий, подбираемых инсталлятором под разные условия проецирования, и черной каймой вокруг поля проекции. Ни в каком варианте не стоит использовать вместо экрана какие-то “подручные средства” – белые простыни, чистые стены.

Без крайней необходимости не стоит также использовать вместо экрана особыми красками – там есть свои тонкости, без знания которых ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Не говоря уже о том, что, если поле чем-то испачкается, его придется полностью перекрашивать заново. Домашние кинотеатры среднего и высокого уровня, используют только экраны.

Конструктивно, экраны подразделяются на стационарные (сборные на раме, которые устанавливаются, как картина, стационарно) и моторизованные, которые имеют тубус и вращающийся вал, на который собирается или распускается полотно экрана (как рулонная штора).

Стационарные проекционные экраны

Стационарные экраны – признак домашнего кинотеатра высокого класса, они обеспечивают идеально ровную плоскость проекции. Для его размещения необходима опорная стена, на которую он закрепляется, как большая картина. Стационарные экраны – единственные, которые могут быть выполнены с криволинейной поверхностью, что дает наиболее правильную геометрию изображения, особенно при установке больших диагоналей.

Стационарный экран домашнего кинотеатра

Сейчас криволинейные стационарные экраны считаются лучшими экранами в мире. Также, это единственный тип экранов, для которых доступна любая система маскирования (перемена соотношений ширины и высоты для просмотра изображения с разными пропорциями) – горизонтальная, вертикальная или комбинированная. Стационарные экраны могут иметь по периметру светодиодную ленту переменных цветов, для создания динамического фонового освещения, а также сверхузкую черную рамку, делающую их похожими на огромный фантастический телевизор…

Проекционные моторизованные экраны

Моторизованные экраны применяются в тех случаях, когда установка стационарного полотна невозможна – в гостиных с дублирующим телевизором, если за экраном окна или важные предметы интерьера (фотографии, картины, камин), в проходных комнатах, словом во всех местах, которые можно назвать многофункциональными помещениями – то есть не выделенным специально под домашний кинотеатр.

Проекционный моторизированный экран домашнего кинотеатра

Моторный привод обеспечивает помещению возможность просмотра кинофильма с высоким качеством изображения, но после окончания просмотра, экран убирается в тубус и помещение возвращается к своему обычному статусу.

zvonite

Из-за того, что примерно 70% всех установок приходится именно на моторизованные экраны, их изготовители и проектировщики уделяют большое внимание внешнему виду изделий. Нередко тубус имеет красивую форму, может быть покрашен в разные цвета. Дорогие моторизованные экраны могут иметь конструкцию, позволяющую встроить их вровень с потолочным перекрытием. Снизу у таких экранов расположена дверца, которая при работе поворачивается, освобождая отверстие для роспуска полотна, а при сборке, встает на место. На потолке виден лишь едва заметный прямоугольник – профиль дверцы. Очень красивое решение, пользующиеся небольшим, но постоянным спросом.

Существует разновидность тубусных экранов с ручным приводом(механическим), но это решение, в основном, применяется для дешевой офисной техники. В домашних условиях число установок ручных экранов исчезающе мало. В них все то же самое, что и в электрических, но нет моторного привода, экран надо распускать и собирать вручную.

Для любых экранов доступен выбор полотен, на которые, собственно, проектор проецирует изображение. Моторизованные и стационарные экраны имеют некий общий набор экранных поверхностей, доступный для них обоих, но есть и полотна, которые могут быть использованы только с одним видом экрана и не могут быть установлены на другой. Связано это с тем, что в одном случае, полотно сворачивается и разворачивается, а в другом случае, закреплено неподвижно. Существуют десятки разнообразных полотен с патентованными названиями. Мы не будем разбираться в них досконально, а коротко опишем основные моменты, которые необходимо знать заказчику.

Если выбранное помещение светлое, с отделкой белых, кремовых цветов, яркими оттенками и глянцевыми поверхностями, нет возможности полностью контролировать освещение, необходимо применять экраны с серым полотном, подавляющим падающий на экран свет, отраженный от предметов интерьера. Это серьезная проблема для качества изображения, так как она приводит к выбеливанию цветов, снижению яркости контрастности изображения. Серые полотна требуют более высокого светового потока от проектора, поскольку они обладают пониженным коэффициентом отражения. Из-за этой особенности, серые экраны не очень хорошо подходят для показа 3D-изображения. Стандартным значением является коэффициент 0.8-0.95.

Если выбранное помещение выполнено в темной цветовой гамме, в поглощающих цветах, без глянца и бликов, есть возможность полного затемнения (то есть, все сделано по правилам), то рекомендуется устанавливать белое экранное полотно, с коэффициентом усиления падающего светового потока от единицы и выше. Соответственно, допускается установка проектора со световым потоком, ниже, чем в случае с серыми полотнами. Однако, здесь надо иметь в ввиду тот факт, что чем выше коэффициент усиления, тем более узким становиться угол зрения, при котором зрители будут видеть яркое изображение. Чем выше коэффициент, тем меньше зрителей в ширину можно посадить без снижения качества изображения. Стандартной коэффициент – 1.0 – 1.3 единицы, средний до 2.7, но бывают экраны с коэффициентом 6 и выше. Такие экраны очень редко применяются в домашних условиях.

Экранное полотно может быть акустически прозрачным для звука (звукопрозрачный экран), что позволяет установить за экраном акустические системы - это наиболее совершенный способ реализации идеи домашнего кинотеатра. Звук наиболее точно связан с изображением, особенно правильность воспроизведения диалогов. Многие профессионалы-инсталляторы мира считают, что только заэкранная установка АС имеет право называться системой домашнего кинотеатра высокого класса. Для персональных кинозалов это вообще единственный вариант акустической компоновки.