Чтобы получить отличный окружающий звук (surround sound) в домашних кинотеатральных системах, необходимо учесть несколько факторов. Такие понятия, как выбор и оптимизация помещения, выбор электроники и акустики, общая компоновка, интеграция с интерьерным решением, весьма важны.

Разработчики из Dolby Labs считают, что при просмотре кинофильма, хороший звук обеспечивает наиболее глубокое восприятие видеоряда.

Сегодня мы поговорим о том, какое число акустических систем является необходимым, какое – достаточным, а также о том, сколько вообще АС может быть установлено для достижения наилучших результатов. Большее, чем пять, число акустических систем стало действительно актуальным лишь после появления новых форматов окружающего звучания, использующих вертикальные 3D-эффекты (Dolby Atmos, DTS:X, Auro-3D).

На протяжении многих лет, домашняя система Dolby Surround Sound (Dolby Digital / AC-3 после 1995 года) выглядела весьма просто:
- две фронтальные акустические системы (носители основной звуковой информации о фильме)
- АС центрального канала (локализует диалоги по центру экрана, обеспечивает связь звуковых образов при их перемещении вправо-влево от фронтальных каналов)
- две тыловые АС (обеспечивают эффекты тылового окружающего звучания)
- сабвуфер (басовый модуль, оказывает необходимую поддержку низким частотам, играющим главную роль в эмоциональном восприятии зрителем современных кинофильмов)

Мы не будем сейчас углубляться в далекое прошлое, когда в Surround Sound центрального канала еще не существовало, а тыловые каналы были монофонические (собственно говоря, такая схема и называется Dolby Surround), оставим это для любителей истории. Начнем сразу с того момента, когда каналов стало пять и произошла смена форматов – аналоговый Dolby Pro Logic уступил место цифровому Dolby Digital. Следует отметить, что у нас есть два звуковых гиганта - кроме Dolby, есть еще и компания DTS, и до недавнего времени (а именно, до появления 3D-аудио саундтреков), не было никакой разницы между ними в требованиях к расстановке акустических систем.

Мы также не конкретизируем сейчас тип акустических систем (отдельно стоящие, встроенные, настенные, по конструктивным различиям, и тому подобное), и места их установки. Мы говорим о лишь числе акустических систем, причем только в домашнем сегменте (residential). Существует огромная разница в подходах к оснащению домашнего и коммерческого кинотеатра.

Итак, пять независимых (дискретных) каналов, каждый из которых на бытовом дисковом носителе Blu-Ray записывается на отдельную дорожку. Даже сейчас, продажи и инсталляции пятиканальных систем занимают самый большой процент сегмента Домашних кинотеатров. Есть мнение, распространенное не только среди потенциальных заказчиков, но даже среди специалистов, что для помещения небольшого объема, пяти каналов более чем достаточно во всех случаях. Это не так. Помещение здесь совершенно не является ограничителем – ничто не мешает нам оснастить его, что называется, на полную катушку (об этом речь впереди).

Малая площадь, точнее, малый объем, с низкими потолками, может вызвать специфические проблемы с низкочастотным воспроизведением, но на этом все ограничения исчерпываются (при отсутствии, конечно, непреодолимых конструктивных препятствий). Забегая немного вперед, могу сказать, что в моей недавней практике была инсталляция тринадцати акустических систем и четырех сабвуферов в помещении 21 кв. метр с потолками 2.85 метра (после всех усилий по комплексной акустической обработке). Да, пришлось повозиться, и серьезно, зато результат превзошел все ожидания!

Действительно, пятиканальная схема позволяет получить базовую систему окружающего звучания. Существует она уже много лет, пережив стереофонические видеомагнитофоны, лазерные видеодиски LD, DVD-диски и прочно укрепившись в сегменте Blu-Ray-носителей и их, легальных и нелегальных, сетевых копий и рипов.

Можно выделить три основных схемы пятиканальной системы для Домашнего кинотеатра:

5.1 – классический вариант из пяти акустических систем (в настоящее время, все АС – полного частотного диапазона) и одного сабвуферного модуля.

5.2 – то же самое, что и предыдущий вариант, но сабвуферов два. Увеличение числа сабвуферов до разумного предела всегда резко улучшает качество воспроизведения низких частот в любом помещении. Я принципиально не проектирую и не устанавливаю системы окружающего звучания, содержащие меньше двух сабвуферных модулей.

5.4 – в пятиканальную систему добавляется не два, а четыре сабвуферных модуля. Данная схема дает наилучшие результаты, и для подавляющего большинства домашних систем является идеальной.

Я несколько раз встречал в пятиканальных системах пять сабвуферов (по одному на каждый канал), семь сабвуферов (к имеющимся пяти добавлены дополнительные два вдоль фронтальной или тыловой стены, либо размещенные за экраном), однако, такой экзотики, пришедшей к нас с североамериканского рынка, как схема 5.8 (пять АС, четыре группы по два сабвуфера в каждой), не видел в нашей стране никогда.

Сразу скажу, что хотя сабвуферов в системе может быть в теории сколько угодно – хоть два, хоть двадцать два – в настоящее время, канал записи и воспроизведения низкочастотных эффектов один-единственный. То есть все сабвуферы воспроизводят один и тот же сигнал, без всяких различий. Другое дело, что если сабвуферов много, то требуется согласовывать их по разным параметрам с помещением, с акустическими системами и между собой. В бытовых A/V-ресиверах или A/V-процессорах, редко встречается обработка (процессинг) двух сабвуферных каналов отдельно, а уж про четыре и говорить нечего. Если в домашних условиях есть реальная необходимость подстройки большого числа сабвуферов (или групп сабвуферов), а существующее A/V-оборудование сделать это не позволяет, необходимо использовать внешний аудиопроцессор.

Шестиканальная домашняя система. Появилась как дополнение к пятиканальной и просуществовала весьма недолго. Идея была хорошей – устранить разрыв звукового поля при перемещении звуковых образов через тыловые каналы. Спереди, при фронтальном перемещении, образ “подхватывает” центральный канал, а сзади ничего подобного нет. За спинами зрителей образуется “мертвая зона” (dropout), при которой звуковой образ возникает в одной тыловой АС, гаснет на границах ее горизонтальной диаграммы направленности, далее тишина, и возникновение у другой тыловой акустической системы. Особенно этот неприятный эффект выражен при широкой тыловой стене и расположением тыловых АС на ней на расстоянии более трех метров друг от друга.

Казалось решение вопроса лежит на поверхности – добавить центральный тыловой канал, и дело с концом. Но не тут-то было. Добавили, и получилась любопытная вещь – из-за особенностей психоакустического восприятия, звуковой образ переместился вперед, и то, что должно было локализоваться за спиной зрителей, возникало примерно в метре спереди от них. Ситуация достойна удивления зрительской аудитории, и оно не замедлило последовать. Победить проблему ложной локализации образов в шестиканальном воспроизведении, ни аппаратными, ни программными средствами не удалось. Решение было найдено простое и гениальное – добавили еще один канал, сделав центральный тыл парным, и назвав все это задними тыловыми каналами. В таком виде, семиканальная схема существует и по сей день.

Семь каналов, с тремя фронтальными и четырьмя тыловыми АС – необходимая и достаточная схема для Домашнего кинотеатра, в котором не предусматривается работа с фонограммами 3D-аудио - Dolby Atmos, DTS:X, Auro-3D.

Это была первая попытка Surround Sound вырваться за пределы двухмерного звукового поля, путем добавления в схему высотных фронтальных каналов – пять основных, два верхних. Никакой изначальной информации для этих каналов в записях фильмов не было и нет, сигнал для них выделялся путем несложных математических операций из фронтальных каналов. До появления фонограмм с 3D-аудио, данная схема не пользовалась особой популярностью – субъективно говоря, толку от нее было немного. В общем, формат 7.1 Height в массы не пошел, и я его рассматривать не буду.

Если есть задача воспроизводить форматы 3D-аудио, то семиканальная система теряет одну пару тыловых (как раз задний тыл) и приобретает одну пару верхних (потолочных) каналов.

Таким образом, варианты компоновки семиканальных систем выглядят следующим образом:
Без 3D-аудио
7.1 – три фронтальных, четыре тыловых, один сабвуфер
7.2 - устанавливаем два сабвуфера,
7.4 – устанавливаем четыре сабвуфера

С 3D-аудио
5.1.2 - пять АС нижнего поля (три фронтальные, две тыловые) и две АС верхнего поля, выполненные либо как встраиваемые или корпусные потолочные, либо как Atmos-enabled акустические системы (устанавливаются на верхние торцы фронтальных или/и тыловых АС, если таковые выполнены как корпусные отдельно стоящие). Некоторые компании, специализирующие на выпуске АС высокого класса в сегменте заказных инсталляций (Triad, SpeakerCraft), выпускают корпусные и встраиваемые акустические системы с уже установленными дополнительными акустическими модулями для Dolby Atmos.
Понятно, всякие варианты с увеличением числа сабвуферов больше четырех, здесь также вполне допустимы. Не будем останавливаться на этом еще раз – все, что было сказано выше в разделе, посвященным сабвуферам, справедливо и для сколько угодно канальных систем.
Девятиканальная схема для акустических систем. Ситуация с 9-канальной системой, вне 3D-аудио, идентична таковой в 7.1 Height, но с добавлением четырех каналов, а не двух. Смысл в установке девятиканальных систем появился лишь с появлением новейших фонограмм 3D-аудио с изначально записанными в них сигналами для высотных каналов эффектов.

Основные компоновочные решения девятиканальных систем:

Без 3D-аудио
9.1 Height – три фронтальные, четыре тыловые, две фронтальные АС вертикальных эффектов, один сабвуфер. Как я уже говорил выше, ничего особенного, привлекательного, и тем более, захватывающего, в данной схеме нет, ввиду ее изначальной ущербности – отсутствии специальной звуковой информации для каналов высоты. Попытка выкроить для них псевдосигнал из других каналов оказалась неудачной.
9.2 – устанавливаем два сабвуфера
9.4 – устанавливаем четыре сабвуфера

С 3D-аудио
5.1.4 – пять АС нижнего поля (три фронтальных, две тыловых), сабвуфер, четыре АС верхнего поля, выполненные либо как встраиваемые или навесные потолочные, либо как либо как Atmos-enabled акустические системы. Все, что сказано про систему 5.1.2, справедливо и для данной конфигурации. Четыре АС вертикальных эффектов дают ощутимое преимущество перед двумя.

Наиболее востребованная устанавливаемая конфигурация за последние два года
5.2.4 – устанавливаем два сабвуфера
5.4.4 – устанавливаем четыре сабвуфера
7.1.2 – семь АС нижнего поля (три фронтальных, четыре тыловых), один сабвуфер, две АС верхнего поля
7.2.2 – устанавливаем два сабвуфера
7.4.2 – устанавливаем четыре сабвуфера.

Одиннадцать каналов. Здесь система имеет два варианта компоновки.
Первый – акустические системы “разъезжаются” вширь, дополнительная пара называется “Фронтальные АС расширения звукового поля” и, как следует из названия, устанавливается слева и справа от основных фронтальных акустических систем. Звуковой информации в фонограмме для них по-прежнему нет, она выделяется путем математических операций. Зачем это нужно? А все для того же – заполнить мертвую зону между фронтальными и тыловыми каналами. По фронту мы получаем пять АС, по тылу – четыре, верхнего поля – две.
Второй вариант - фронтальные каналы расширения отсутствуют, используются четыре тыловых АС, и четыре АС верхнего поля.
Из личного опыта могу сказать, что эффект от установки АС расширения фронтальных эффектов, очень хорошо заметен. Тем не менее, фронтальные АС расширения очень редко используются в инсталляциях, причем не только у нас, но и везде в мире. Скорее всего, это связано с ограничением по ширине фронтальной стены, поскольку, чтобы эффект имел место, расстояние от основной АС в сторону должно быть не менее одного метра, плюс, желательно расстановка не вдоль фронтальной линии, а вдоль фронтальной дуги воображаемой окружности, для компенсации расстояний и соблюдения диаграммы направленности для слушателя. Понятно, что данное требование, для большинства домашних систем, является трудновыполнимым.

Компоновка 11-канальных систем:
Только с 3D-аудио
9.1.2 – девять АС нижнего звукового поля ( три фронтальных основных, две фронтальных эффектов расширения, четыре тыловых), один сабвуфер, две АС верхнего поля.
9.2.2 – устанавливаем два сабвуфера
9.4.2 – устанавливаем четыре сабвуфера
7.1.4 - семь АС нижнего поля, один сабвуфер, четыре АС верхнего поля, выполненные либо как встраиваемые или навесные потолочные, либо как либо как Atmos-enabled акустические системы.
7.2.4 – устанавливаем два сабвуфера
7.4.4 - устанавливаем четыре сабвуфера
Все, что выше 11 каналов – это тот или иной аудио апскейлинг, поскольку информация для данного числа каналов в фонограмме отсутствует. В домашних системах могут быть установлены 13-, 16- и 32-х канальные системы, причем последняя конфигурация получается удваиванием числа специализированных процессоров с объединением их в спарку. В мире очень немного производителей оборудования подобного класса. Если процессинг 13.2 каналов доступен в A/V-ресиверах Marantz, Denon, Onkyo, то более высокие конфигурации – удел исключительно Datasat, Trinnov, Storm Audio, Steinway-Lyngdorf, ADA, а также малоизвестной у нас швейцарской компании Goldmund. Компоновки подобного класса здесь описываться не будут.
Для чего нужны подобные системы? Не для огромных коммерческих залов, как можно подумать, мы говорим исключительно о домашнем сегменте. В профессиональном кино свои имена и свои решения. Множество акустических систем и соответствующая поканальная обработка необходимы для как можно более точного воспроизведения - локализации, вектора движения, скорости и объема звуковых образов. Не должно оставаться ни малейшей бреши в заполняющем помещение звуковом поле. Понятно, что данные системы – элита из элит, их установки по всему миру крайне немногочисленны. Но они есть, они работают, значит, это имеет смысл.
Я закончу с обзором немного на миноре - для аудио рендеринга 13-ти каналов акустическими системами, доступны следующие компоновки:
9.1.4 - девять АС нижнего звукового поля (три фронтальных основных, две фронтальных эффектов расширения, четыре тыловых), один сабвуфер, четыре АС верхнего поля.
9.2.4 - устанавливаем два сабвуфера
9.4.4 - устанавливаем четыре сабвуфера
Я встречал описания систем по формуле 9.6.4 и 9.8.4 (с установкой шести и восьми сабвуферов соответственно), а также увеличение числа акустических систем верхнего поля до восьми. Особенно это характерно для некоторых специализированных выставочных экспозиций, например на CEDIA, CES.

Что можно сказать в заключение? Представляя себе Домашний кинотеатр, его функциональные и эстетические аспекты, уделите внимание компоновке акустических систем. Я могу показаться неоригинальным, но все равно скажу – чем в системе больше АС, тем лучше. И никогда не пренебрегайте сабвуферами. Вклад в сильное эмоциональное ощущение, которые дает басовая составляющая, инфранизкие частоты, нелокализованные, ощущаемые сначала на тактильном, а потом уже на звуковом уровне, весьма велик и составляет более половины от всего успеха инсталляции.

7.1.4 (одиннадцать АС, включая четыре потолочные АС для новейших декодеров 3D-Аудио саундтреков Dolby Atmos, Auro-3D, DTS:X, обеспечивающих вертикальные звуковые эффекты, такие как шум тропического ливня, воздушный бой, перемещения звуковых образов в верхнем поле, плюс два сабвуфера, минимально рекомендованная схема для хороших систем басовой поддержки)
9.1.4 (тринадцать АС, включая четыре потолочные АС для новейших декодеров 3D-Аудио саундтреков Dolby Atmos, Auro-3D, DTS: X, обеспечивающих вертикальные звуковые эффекты, такие как шум тропического ливня, воздушный бой, перемещения звуковых образов в верхнем поле, плюс четыре сабвуфера, идеальная схема для хороших систем басовой поддержки)
Референсная система, включающая от 16 до 32 звуковых каналов (максимально возможная для домашних условий на сегодняшний день). Применяется только для Кинозалов самого высокого уровня, когда стоимость оборудования не имеет решающего значения.