Домашний кинотеатр и его варианты (Персональный кинозал, медиа комната) являются сложными, комплексными системами. Разумеется, если речь идет о наборном оборудовании, а не о готовом комплекте в одной коробке с установкой в готовое помещение.

Часть первая. Введение. Эскизное проектирование

Проектирование домашнего кинотеатра

В последнем случае все понятно и без всякого проекта – пришел, посмотрел, установил. При этом желательно понимать хотя бы самые азы расстановки настройки подобной техники.

Однако данная задача весьма проста и больше предназначена для самостоятельного решения. Она не требует глубоких профильных знаний. Специализированные салоны и профессиональные инсталляторы за подобные вещи не берутся по вполне понятным причинам. Им интересно (и выгодно) получить из некоей идеи и простой геометрической формы, красивую концепцию и оригинальную, действительно серьезную многоканальную аудио и видеосистему, с сопутствующими темами. Темы эти важны и обширны сами по себе, и некоторые из них я перечислю в ходе дальнейшего изложения.

Когда мы видим помещение, существующее лишь на бумаге, или голые стены в квартире, а вместо загородного дома, зачастую, совершенно скучно и уныло выглядящий котлован, одного взгляда или приезда недостаточно. Если человек профессионал, специалист полного цикла, ему одному действительно все может быть понятно с первого взгляда. До окончания стройки и отделки еще пара-тройка лет, а профи, уяснив себе устное или письменное техническое задание (или без всякого задания), уже ясно представляет, что, где и как будет работать, и что для этого необходимо предусмотреть на разных этапах строительных и отделочных работ. Есть лишь одна трудность – такие проекты, целиком и полностью, практически никогда не делаются в одиночку, поскольку для одного человека это слишком большая нагрузка. Он может все знать и уметь, но банально не уложится в график, особенно, если объект не один. В подавляющем большинстве случаев, работает команда. Команде надо делать определенные расчеты, в том числе, используя виртуальную модель еще несуществующего в реальности помещения.

Расчетов много. Все они, в основном, связаны с двумя вещами – звуком и освещением. Звук – сложная акустическая среда, он ведет себя по определённым правилам, которые обязательно должны быть просчитаны заранее. Не будет никакой максимальной отдачи от A/V-системы, если не сделан акустический расчет помещения по нескольким параметрам. Глубокое заблуждение думать, что системы электронной коррекции все исправят. Не исправят, силенок не хватит. А такие, у которых хватит, оцениваются в деньги, примерно соответствующие стоимости иномарки среднего класса. Лучшая коррекция – строительная и отделочная, и об этом мы поговорим ниже. Чем больше в системе акустических систем (излучателей), тем расчеты сложней.

Управление освещением в домашнем кинотеатре

Освещение также необходимо рассчитывать. В хороших A/V-системах освещение управляется диммером, может плавно гаснуть и включаться, в зависимости от выбранного режима, плюс обеспечивать так называемые световые сценарии. При этом освещение должно вписываться в строгие нормы для жилых помещений. Лучше всего подобные расчеты делать на базе 3D-модели с наложенными текстурами будущих отделочных материалов.

Проект позволяет увидеть то, чего пока нет. Проект позволяет понять, что, как и в каком объеме будет работать. И проект больше нужен заказчику. Необходимо перенести варианты, решения и предложения из головы на бумагу, чтобы они стали понятны другим людям и приняты к исполнению. Пока телепатия не стала стандартным средством общения человеческой расы, без проекта, в комплексных системах, нам не обойтись.
Все проектные разделы по Домашнему кинотеатру можно четко разделить на три части – эскизный, акустический и рабочий.

Эскизное проектирование

Само название “эскиз” (предварительный набросок) говорит нам, что это концептуальное проектирование. Здесь разработчик (или команда разработчиков), вместе с архитектором/дизайнером, а нередко и с самим заказчиком или его полномочным представителем, определяют некие базовые элементы будущей системы, переводя их в эскизный чертеж и/или трехмерную визуализированную модель. Эскиз выполняется на основе предварительно составленного технического задания (если оно есть) или/и пожеланий заинтересованных сторон.

Ничего лишнего в эскизе нет. При этом многие элементы, несущественные для разработчика или команды инсталляторов, подаются в эскизе с избыточной детальностью – это необходимо для того, чтобы заказчик (заказчики) и члены его семьи, возможно, не будучи профессионалами в чтении чертежей и ментальном рендеринге трехмерных визуальных образов, однозначно поняли основные идеи системы и их дальнейшие материальные воплощения.

Что рассчитывается на стадии эскизного проектирования?

1. Концептуальный план расстановки акустических систем, иногда называемый также “акустический лэйаут” (калька с английского “layout”), который позволяет понять, какая акустическая формула будет использоваться в системе (число АС полного диапазона, число сабвуферных модулей), определить послойное расположение АС (нижний слой, верхний слой Dolby Atmos / DTS:X, слой VOG для Auro-3D),задать типы АС и излучателей (встраиваемые, отдельно стоящие, рупорные, прямого излучения, активные, пассивные и тому подобное – несть им числа).

Эскиз расположения акустики в домашнем кинотеатре

Понимание акустической формулы дает нам вполне определенные конструктивные данные, так как, зная габариты и расстановку АС, можно с большей точностью приступить к расчету акустического оформления помещения. Число и тип АС также прямо влияет на выбор электронной части (процессор/усилитель мощности, либо однокорпусный аппарат – A/V-ресивер)

Раздел видео, то есть определение дисплея/дисплеев - телевизор, проектор, их комбинация. В случае установки видеопроекционной системы, дополнительно определяются тип и место установки проектора (делается расчет допустимых мест его установки относительно экрана – здесь есть строгие правила, и нарушать их нельзя), отдельная спецификация на экран (моторизованный, стационарный, его размеры и исполнение). Экраны конфигурируются под конкретную задачу. Выбор полотен, конструкций и дополнительных аксессуаров для экранов очень широк, особенно у крупных производителей.

2. Раздел A/V-электроники – процессоры, усилители мощности (или A/V-ресивер), все возможные источники изображения и звука. Определяем, где именно они будут находиться, и каким образом будут управляться. В правильных кинотеатральных системах A/V- оборудование, мало того, что никогда не бросается в глаза, то есть скрыто от прямого визуального наблюдения, но и установлено в специальную рэковую стойку. Это идеальный, технически грамотный способ размещения, обеспечивающий оптимальные условия эксплуатации аудио и видео аппаратуры.

3. Расстановка специальной мебели – кинотеатральные диваны и кресла, сопутствующие аксессуары. Никогда не стоит пренебрегать этим вопросом.

Расстановка мебели в домашнем кинозале

Специальная мебель обеспечивает анатомически правильное положение тела, как в сидячем, так и в полулежачем положении (если кресла или диваны оснащены трансформационным механизмом раскладывания), что позволяет смотреть кино длительное время подряд без физического утомления. На стадии эскиза принимается решение об одно- или многорядном дизайне кресел/диванов и их комбинациях, типе и цвете отделочных материалов, а также о наличии дополнительных опций, например, системы механического сопровождения низкочастотных эффектов (тактильная кинематика), встроенных пультов управления, наличии бара в выдвижном подлокотнике.

4. Общий интерьерный дизайн помещения. Возможно, самый интересный раздел, ибо тематический дизайн обращается напрямую к зрителю, обеспечивая положительный эмоциональный фон. Хороший интерьер способен не только скрыть некоторые недостатки и подчеркнуть достоинства помещения, но и способен поднимать настроение своим красивым и гармоничным и воплощением идей в материальность. Существуют опытные дизайнеры, специализирующиеся именно на подобных проектах, и если они берутся за дело, то успех гарантирован.

Дизайн интерьера домашнего кинотеатра

Несмотря на свод строгих правил по исполнению помещений для Домашнего кинотеатра (конструктиву, цветовой отделке), ничто не мешает дизайнеру проявить свой талант и построить не просто комбинацию панелей и элементов, а превратить помещение в настоящий сказочный зал – трюм корабля, мини-кинотеатр со всеми атрибутами (постеры, лайтбоксы, автоматы для поп-корна, кассовые и музыкальные автоматы, фигуры наиболее известных киноактеров или персонажей), зал звездолета, и тому подобное. Конечно, подобных тематических проектов немного даже в мировом масштабе, но они есть и об этом следует знать. Нельзя не упомянуть, что такое тематическое оформление Домашнего кинотеатра, как авансцена с моторизованными шторами, закрывающими и открывающими экран, как в настоящем кинозале, де-факто стала стандартом для систем среднего и высокого класса.

Эскиз помещения домашнего кинотеатра

Именно на стадии эскиза, предварительной прикидки, примерно становится понятна и общая схема акустической обработки помещения, в том числе, порядок уменьшение размеров и высоты потолка при использовании специальных акустических материалов. Материалы эти, в сущности, представляют собой “бутерброд” той или иной толщины, если мы берем помещение на стадии строительства. Для готового помещения могут применяться другие конструкции. Обо всем этом – разговор в следующей части.

Часть 2