Чтобы реализовать Домашний кинотеатр высокого класса, недостаточно приобрести дорогую и качественную электронику, акустические системы, соединительные кабели. Недостаточно их правильно расставить, грамотно все собрать и отстроить – если эти процессы происходят не в акустически подготовленном помещении.

Часть вторая. Акустическое проектирование

Акустическое проектирование домашнего кинотеатра

Многие известные эксперты в области аудио считают, что грамотно подготовленное помещение дает половину успеха в аудиосистеме, причем неважно, какой – много- или двухканальной. Это осторожная и взвешенная оценка для публичных заявлений. На самом деле, если помещение не будет подготовлено, никакая, сколь угодно дорогостоящая и грамотная аудиосистема, не будет работать даже на половину своих возможностей. То есть фактически, все куплено и сделано зря.

Для аналогии, можно взять роскошный люксовый седан и заставить его проехать по дороге, на которой более-менее уверенно себя чувствует лишь внедорожное авто. Седан, конечно, поедет, но далеко ему уехать не удастся. Скорее всего, получит и конструктивные повреждения. Дело здесь не в том, что седан плохо сделан, неважно собран, или не хватает квалификации водителю, нет.

Сама по себе, такая машина – шедевр автомобильной технической мысли. Просто машину поместили в такие условия эксплуатации, для которых она не предназначена. На хорошей дороге, седан способен доставить хозяину настоящее удовольствие. Однако неподходящие условия перечеркнули все достоинства. Машина - не картина, которую повесили на стену, и никто ничего более от нее не требует. Некая автономная ценность. В отличие от картины, являющейся статической формой, машина должна двигаться, совершая работу. И условия для работы здесь не менее, а более важны, чем сам автомобиль.

Акустическая обработка

В акустике точно такая же ситуация. В мире настоящего аудио, не существует никаких “плохих” или “хороших” АС, как любят заявлять дилетанты и случайные люди в нашей сфере деятельности, где бы они не работали и какие бы должности не занимали. Это безграмотное заявление. Акустические системы – при условии, что они разработаны и сделаны профессионалами, и не являются бракованными или отслужившими свое, а также не являются подделками – всегда сделаны качественно. Они проектируются, разрабатываются и отслушиваются по самым высоким стандартам.

Никто из известных брендов не выпустит на рынок сырые изделия изначально низкого качества. Да, среди моделей акустических систем бывают всякие разного рода воплощенные фантазии из мира далеких грез, особенно, если работает над ней один-два человека, фанатики и энтузиасты (на разных тематических выставках их множество), но это к делу не относится – мы говорим о промышленном и массовом производстве.

Акустическая обработка помещения для hi-fi систем

Я думаю, всем покупателям аудиосистем (особенно стерео систем) знакома ситуация, когда, перед принятием решения о приобретении того или иного комплекта, происходит предварительное прослушивание в салоне, нередко в специальном помещении с акустической обработкой. Включаешь один комплект - прекрасно, другой – превосходно, третий – божественно. Но расставив АС у себя дома, собрав электронику и подключив все один в один, как на тестовом образце, новоиспечённый владелец внезапно осознает, что слышит совсем не тот звук, который так радовал его в демонстрационной комнате прослушивания. Почти всегда, качество звучания изменяется в худшую сторону, причем степень ухудшения варьируется от не слишком выраженной до совершенно неприемлемой.

Что же произошло? Ведь в системе ничего не изменилось, не сломалось, не стало хуже, кабели все те же… Музыка своя, на которой и отслушивали систему… А произошло вот что – изменились акустические условия в помещении. Если мы перенесем систему обратно – тот самый звук вернется. Если отвезем ее знакомому в другое помещение – звук будет не такой, как в салоне и в помещении владельца.

Все акустические системы одного модельного ряда играют одинаково. Разницу в звучании им придают разные условия работы. Задача акустической обработки – минимизировать эффект “другого помещения” и обеспечить необходимые акустические параметры комнаты для выполнения акустической системой той или иной работы – для воспроизведения музыки, для работы в кинотеатральной системе.

Попутно отмечу, что нельзя запрячь в одну телегу “коня и трепетную лань” - система для музыки (двух- или многоканальной) не сможет полноценно заменить кинотеатральную (это касается не столько помещений, сколько акустических систем и электроники). Верна и обратная ситуация. Причин этому явлению много, и в рамках данной статьи мы это обсуждать не будем.

Основные функции акустической обработки

схема акустической обработки- приводит акустические параметры помещения в соответствии с его функциональным назначением. Для прослушивания музыки – одни значения параметров, для кинотеатральных систем – другие. Отличия не глобальные, но есть. При этом учитываются число акустических систем, их собственные параметры и места их установки.

- обеспечивает необходимый уровень звукоизоляции
После выполнения работ по акустической обработке, можно приступать к дальнейшей интерьерной и тематической отделке. Акустическая обработка учитывает дальнейшие отделочные материалы и их применение, а также будущую мебель.

Существуют два подхода к выполнению данных работ:
Первый применяется, когда помещение представляет собой еще голые стены, а интегратору дан карт-бланш на исполнение по высшему разряду. В это случае, применимо либо построение “внутренней комнаты” (RIAR, Room in a Room, “комната в комнате”), либо строительный монтаж акустических панелей и материалов.

Второй – когда интегратор приходит в готовое помещение, где никакой ремонт невозможен и необходимо применять другие методы. Это установка различных видов декоративных акустических панелей (рассеивателей, поглотителей), выполненных в виде различных геометрических форм.

Схема RIAR, как правило, используется, если необходимо делать серьезную дополнительную звукоизоляцию. Все несущие элементы внутренней комнаты, включая пол, отвязаны от капитальных конструкций строения. Стоимость работ и материалов RIAR очень высока и оправдана лишь в некоторых случаях. RIAR весьма редки, почти не применяются в загородных домах (в основном, в квартирах), и больше используются при студийной работе. В домашнем сегменте, вариантом RIAR является монтаж модульной акустической оболочки – это намного проще и значительно дешевле, учитывая, что модули-боксы стандартизированы и изготавливаются на заводе.

Однако наиболее распространенным приемом акустической коррекции строительными методами, служит монтаж специальных акустических материалов-плит для стен, потолка и пола и разнообразных геометрических форм, имеющих “бутербродную” конструкцию. Поверх этих плит укладывается интерьерная отделка. Во многих случаях, плиты и формы на стенах и потолке оставляют как есть, поскольку среди них есть весьма недурно выглядящие изделия. Покрасить в нужный цвет или затянуть тканью – вот и все.

Расчетом материалов и конечных акустических параметров помещения и занимается отдельный раздел в звуковой науке – акустическое проектирование. Сейчас этот процесс максимально автоматизирован, и даже, я бы сказал, комфортен для работы инженера-акустика. Не так, как раньше, с калькулятором и линейкой, плюс формулы на две строки. Результат также стал намного более предсказуем. После выполнения акустического проектирования становится известным тип и объем необходимых материалов, места и способы их установки и конечная стоимость работ по акустической обработке.

Не стоит забывать о том, что любая обработка уменьшает геометрические размеры помещения – меньше всего по полу, больше всего по стенам, и это необходимо учитывать в проекте. Более того – помещения с изначально плохими акустическими характеристиками, связанными с геометрией (квадраты, кубы), требуют обязательной коррекции размеров строительными методами. Куб, к примеру, вообще считается “нерабочим”, поскольку приемлемый звук получить в нем нельзя.

Что нужно достичь в итоге, кроме заданных акустических параметров?

Во-первых, необходимо заглушить все посторонние источники шума. Подвесные потолочные светильники, оконные отливы (если они есть), трубы системы вентиляции, должны быть заглушены. При работе мощных сабвуферных модулей все, что плохо закреплено, не протянуто, не проклеено, включая мебель, будет дребезжать на резких пассажах. Если зритель хоть раз это услышит, впечатление от просмотра будет безнадежно испорчено. Особенно это касается входной двери – крайне желательно, чтобы дверь также была выполнена в акустическом исполнении. Такие двери имеют большую толщину полотна (с заполнением) и большой вес.

Во-вторых, поскольку акустически подготовленные помещения не имеют свободного воздухообмена, и в них должна быть установлена приточно-вытяжная система вентиляции, иначе в таком помещении, при работе A/V-системы, не только будет быстро расти температура, но и будет нечем дышать.

Вентиляция в акустически обработанных помещениях

В результате всех трудов по акустической обработке, заказчик получает помещение, в котором отдача аудиосистемы будет близка к 100%ю. На самом деле, комплект A/V-оборудования, установленный в подготовленное помещение, с легкостью переиграет комплект, по стоимости превосходящий первый в два-три, а то и более, раза. Не говоря уже о том, никакой комплект, сколь угодно дорогой, установленный в обычную комнату, не даст такую четкость, разборчивость и ясность на средних частотах, особенно в голосовом диапазоне, и не обеспечит адекватное воспроизведение низких частот.

Акустическая обработка – неотъемлемая часть A/V- или стереосистемы высокого класса. Ее применение считается обязательным для всех профессиональных интеграторов, работающих с аудио. Результат всегда оправдывает затраченные усилия и средства.

А теперь, когда утверждены все эскизы и выполнено акустическое проектирование, можно приступать к последнему теоретическому этапу – рабочему проекту.

Часть 1