Многие зарубежные энтузиасты Домашнего кинотеатра, имея свободное время, деньги и соответствующие знания и умения, стремятся самостоятельно реализовать свое увлечение у себя дома. Какие-то проекты получаются не совсем, скажем так, по канонам и правилам, а какие-то проекты составили бы честь и многим профессиональным инсталляторам.

Кинозал в Норвегии

Об одном таком Домашнем кинотеатре, построенном в доме недалеко от Осло, Норвегия, стоит рассказать. И хотя автора системы, Эрика Форберга, никак нельзя назвать любителем (он обладатель THX-сертификата второго уровня), но в данном случае, мистер Форберг строил кинотеатр не для заказчика, а для себя и своей семьи, в своем собственном доме, и все - лишь своими силами, как говорится, умом и двумя руками.

Особенностью системы является то, что Форберг не только спроектировал и изготовил на заказ все акустические системы, но и полностью выполнил всю акустическую обработку из своих собственных материалов, включая расчет и изготовление акустических рассеивателей.

При покупке дома уже было ясно, что здесь Домашний кинотеатр необходим, и это даже не обсуждалось. Будучи сертифицированным инсталлятором, Форберг ясно четко понимал, что он хочет получить. Для Домашнего кинотеатра, а правильнее сказать – для Персонального кинозала, была необходима комната примерно 6х3.5 метров, рассчитанная минимум на шесть зрителей. Комнату необходимо было акустически обработать, и самое главное – звукоизолировать от остальных помещений, поскольку в кинозале предполагался очень высокий уровень звукового давления, с поглощением гигантской мощности от акустических систем.

Такое помещение нашлось в длинном и узком подвале дома, который пришлось разделить на две части – одна была отдана под кинозал, а вторая превратилась в мастерскую, в которой владелец дома выполнял все необходимые работы, связанные с ремонтом всего дома.

стена-разделитель в персональном кинозале

В этом помещении будет установлена стена-разделитель, которая превратит его в две комнаты – собственно, в сам Персональный кинозал и в рабочую мастерскую. Все элементы оформления кинотеатра – возводимые стены, перегородки, акустические системы и рассеиватели – будут делаться с нуля.

Мистеру Форбергу потребовалось около шести месяцев, чтобы полностью разработать план и все детали для помещения кинозала, и около девяти месяцев на разработку и изготовление акустических систем. Еще шесть месяцев ушли на саму стройку, установку оборудования, настройку и финальную калибровку всей системы.

Все работы выполнялись, в основном, в свободное время, поскольку рабочее время было строго регламентировано текущими контактами с заказчиками.

максимальная звукоизоляция, выполненная как многослойная конструкция

Для помещения Персонального кинозала необходимо было использовать максимальную звукоизоляцию, выполненную как многослойная конструкция.

Акустические расчеты, выполненные в программе  Acoustic Calculator, показали, что наибольшие проблемы с переотражениями от потолка возникают в диапазоне от 750 до 3500 Гц, и локализуются в середине комнаты и недалеко от стен. Для нивелирования нежелательных отражений, панели на потолочном перекрытии были построены три длинные акустические рассеивающие панели.

Изготовленные самостоятельно акустические рассеиватели

Изготовленные самостоятельно акустические рассеиватели

Основная фронтальная группа (LCR) состоит из заказных динамиков – три 15-дюймовых низкочастотных излучателя Beyma, 12-дюймовые СЧ-излучатели TAD, и рупорный ВЧ-динамик Beyma. Заявленный частотный диапазон системы составляет 25-21 000 Гц с очень жестким допуском по отклонению АЧХ.

Все акустические системы каналов окружения выполнены по такому же принципу, что обеспечивает одинаковые звуковые характеристики и однородное звуковое поле. Все кроссоверы и цифровые сигнальные процессоры(DSP) вынесены за пределы корпуса, за эти функции отвечают специальные профессиональные усилители Crown, которые, кроме того, обеспечивают великолепное и очень мощное звучание для каждого канала.

Изготовление корпусов для акустических систем

Изготовление корпусов для акустических систем

Стойка с аппаратурой. Усилители Crown

Стойка с аппаратурой. Усилители Crown обеспечивают поканальное усиление, активное разделение частот и цифровой сигнальный процессинг для всех акустических систем и сабвуферов. Стойка вынесена за пределы комнаты и управляется через систему управления на основе универсального программируемого пульта.

Сабвуферные модули были рассчитаны и выполнены специально для работы с основной фронтальной группой, с 18-дюймовыми НЧ-излучателями Beyma, рассчитанными на диапазон от 13 до 120 Гц. Пришлось выполнить лишь одну точную настройку – в районе стыка диапазона частот сабвуферов и фронтальной группы.

Сабвуферы ведут только LFE-диапазон. Все акустические системы фронтальной группы установлены и настроены как АС полного диапазона, с параметрами воспроизведения от 28 до 20 000 Гц. Характеристическая чувствительность фронтальных АС очень высока – 103 Дб, акустических систем каналов окружения – 101 Дб, сабвуферов – 100 Дб.

Максимальное звуковое давление, измеренное для фронтальных АС, составило 134 Дб – это выше болевого порога для человеческого слуха!

фронтальная группа АС

Фотография фронтальной группы АС, сделанная примерно в середине процесса изготовления системы, дает понимание, какой звук получился в конечном итоге…

Для задней стены, Эрик изготовил акустические рассеиватели с нижним диапазоном до 200 Гц. Такой же обработке подвергся и потолок. Тесты показали, что звучание стало очень естественным и открытым. Равномерность по частотной характеристике комнаты была высокой во всем диапазоне от 13 до 21 000 Гц, но Эрик немного приподнял ее на диапазоне LFE – для большего эффекта при воспроизведении саундтреков кинофильмов.

Задняя стена с акустическими рассеивателями

Задняя стена с акустическими рассеивателями, с установленными акустическими системами тылового канала и сабвуферами в углах. Такое размещение сабвуферов считается наиболее правильным, в случае, если их два или четыре. Акустические рассеиватели были закрыты специальной звукопрозрачной тканью.

Финальный вид фронтальной группы

Финальный вид фронтальной группы. Очень впечатляет…

Самое сложное, со слов Эрика, было найти подходящий проекционный экран с акустически прозрачным покрытием. Он рассмотрел десять разных моделей, но ни один не устроил его по качеству – Эрик хотел, чтобы не было ни малейшей деградации звука и в то же время изображение было впечатляющим. В конце концов, нужное полотно нашлось в компании DreamScreen, и Эрик самостоятельно изготовил для него раму с проушинами сверху, чтобы экран можно было поднять, когда потребуется доступ к заэкранным акустическим системам.

Экранное полотно из акустически прозрачной ткани

Экранное полотно в 138 дюймов(350см) по диагонали, с соотношение сторон 2.35:1, из акустически прозрачной ткани.

Специальные моторизованные кресла DreamScreen с механизмом анатомического раскладывания

Специальные моторизованные кресла с механизмом анатомического раскладывания(реклайнер), также изготовлены компанией DreamScreen

Общий компоновочный план по оборудованию

Общий компоновочный план по оборудованию

Сам Эрик остался очень доволен результатом своих работ. Музыкальные записи, и особенно кинофильмы, звучат ошеломляюще реалистично. Само акустическое оформление комнаты не стоило слишком дорого – около 10 000 долларов США, но стоимость всего аудио и видеооборудования, включая мебель, перевалила за 140 000 долларов США. Однако владелец системы ни на минуту не сомневается, что каждый доллар оправдал себя – такая система позволяет не только обеспечить высочайший уровень просмотра и прослушивания контента, но и зарабатывать деньги – Эрик использует свой Персональный кинозал для демонстрации своих знаний и умений потенциальным заказчикам.

Список оборудования в данной системе:

Источники
Oppo BDP-105 Blu-ray-плеер
Oppo BDP-103 Blu-ray-плеер

Аудио и видео аппаратура
Sherbourn PT-7030 предусилитель -процессор
Crown I-Tech 4000 (9 шт) – усилители
мощности с активным кроссовером и DSP (цифровым сигнальным процессингом) на все АС
Crown I-Tech 8000 (2) - усилители
мощности с активным кроссовером и DSP (цифровым сигнальным процессингом) на сабвуферные модули

Внешний видеопроцессор
Darbee Darblet

Видеопроектор
Sony VPL-VW55ES

Экран
DreamScreen UltraHD Acoustic V5 (2.35:1, 138", 1.0,
акустически прозрачная ткань)

Акустические системы
Фронтальная группа LCR (левый, правый, центральный канал) - Tangen AV Design in Concert Miles  3 Beyma с тремя 15-дюймовыми НЧ, TAD СЧ-излучатели, Beyma TPL150H рупорные ВЧ-излучатели

АС тылового и заднего каналов - Beyma 15P80Nd с 15-дюймовым НЧ-излучателем, TPL150H ленточным ВЧ-излучателем

Сабвуферы

Наоснове Beyma 18W1600Nd 18-дюймовых НЧ-излучателей

Кабели

Вся кабельная сеть от Monster Cable

Внешнее управление

На основе программируемого универсального пульта ДУ

Стабилизатор сетевого напряжения для слаботочного оборудования

Monster HTS5100

Специальные кресла
DreamScreen Cineseat Promotor - три в первом ряду

DreamScreen Cineseat Theatre - пять во втором ряду

(перевод с AVSForum)