Попытки «озвучить» кино предпринимались аж с конца XIX века, однако широкую замену немой кинематограф начал получать только начиная с 20-х гг. прошлого столетия. В середине XX века начинаются опыты со стереодорожками к фильмам и фактически параллельно с ними первые многодорожечные эксперименты.
Самый распространенный многоканальный цифровой формат, Dolby Digital, появился в 1992 году, в фильме «Бэтмен возвращается», а всего с его использованием было снято почти 20 тысяч кинокартин. Лет 10 назад был разработан первый многоканальный аудиоформат, использующий сжатие без потерь (Dolby TrueHD) и наконец в 2012 году в Голливуде открылся первый в мире кинотеатр, оснащенный совершенно новой и действительно революционной системой Dolby Atmos.
В чем же ее радикальное отличие от предыдущих форматов? Если раньше звуковое сопровождение фильмов задавалось конечным числом каналов и было заранее известно, какой звук в какой колонке должен быть, то сейчас при записи звукорежиссер оперирует объектами: голосами, природными и техническими шумами, выстрелами, взрывами и т. д. А уже процессор в конечной системе, в зависимости от конкретной конфигурации, решает, откуда и в каком направлении должны исходить те или иные звуки. Причем если раньше этот план был двумерным и задавался исключительно глубиной и шириной помещения, то сейчас, благодаря потолочным колонкам (либо же работающим на отражение от потолка) можно задавать и высоту источника звука, таким образом например самолет будет пролетать именно над головой зрителя, а не сквозь него.
Насколько же распространен и какое количество фильмов сделано уже с его помощью? В декабре были обнародованы данные о более чем 500 картинах с этой звуковой дорожкой и двух тысячах коммерческих кинотеатров с подобной аппаратурой. Но что особенно важно с точки зрения перспектив домашнего просмотра, две трети 4К-дисков UHD Blu-ray выпускаются в формате Dolby Atmos.