Наверное, не будет преувеличением сказать, что ни одна компания в мире не внесла больший вклад в профессиональную и домашнюю киноиндустрию, чем американская Dolby.

Dolby

Рэй Долби, талантливый инженер, выпускник технического факультета Стэндфордского университета, доктор наук, научный консультант ООН, основал компанию Dolby Laboratories в 1965 году. Техника увлекала Рэя с юности – с 16 лет он работал в лаборатории компании Ampex, в те времена считавшейся безоговорочным лидером в области магнитной звукозаписи. Делом всей жизни, Dolby Labs, Рэй занимался до конца своих дней. Имя Dolby неразрывно связано не только с изобретением и внедрением объемного звучания в кино, но и с изобретением различных систем шумоподавления Dolby NR, системы динамического подмагничивания Dolby HX Pro.

Достигнутый в свое время технический предел качества звука при записи на катушечные и кассетные магнитофоны в немалой степени обязан наличию Dolby S Dolby и HX Pro. Из последних изобретений Dolby упомянем первую в мире систему трехмерного пространственного звучания Dolby Atmos, ставшую стандартом в индустрии коммерческого и домашнего кино.

Dolby Surround

Еще в 1975 году, Рэй Долби представил первую коммерческую систему объемного звучания Dolby Stereo, через семь лет получившую название Dolby Surround для домашнего применения, и получивший наивысшее развитие во времена стереофонических магнитофонов и проигрывателей аналоговых видеодисков LD.

Dolby Surround – матричный аналоговый формат, где в две аудиодорожки закодированы три канала – левый, правый, и монофонический тыловой( при этом неважно, сколько тыловых акустических систем установлено, на них подавался одинаковый сигнал). Спустя пять лет, формат был модернизирован до Dolby Surround Pro Logic, или просто Dolby Pro Logic, в котором таким же аналоговым методом были закодированы дополнительно сигнал для акустической системы центрального канала.

Декодер Dolby Pro Logic получил несколько вариантов развития – Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, Dolby Pro Logic IIz (в последнем была предпринята первая попытка ввести каналы вертикальных фронтальных эффектов, кодированные матричным способом из левого и правого каналов, но большого распространения данная технология не получила).

Dolby Digital

По-настоящему революционный шаг компания Dolby совершила в 1992 году, впервые в мире представив цифровой формат Dolby Stereo Digital, для домашнего сегмента получивший название Dolby Digital, он же Dolby Digital 5.1 и Dolby AC-3(Acoustic Coding№3), использующий технологию психоакустического кодирования(сжатия) аудиоинформации. Первые три года, Dolby Stereo Digital был доступен только для коммерческого кинопроката, а в 1995 году впервые был применен как Dolby Digital для записи на лазерный диск LD.

Dolby Digital предлагал шесть полностью дискретных, независимых каналов – левый, правый, центральный, левый тыл, правый тыл и сабвуфер. Формат полностью избавился от недостатков аналогового кодирования – взаимопроникновения сигналов, низкого соотношения сигнал-шум, монофонического тыла, ограничения по числу аудиодорожек. Впервые для формата окружающего звука стало возможным виртуальное перемещение звуковых образов не только назад-вперед и по фронту влево-вправо, но также перемещение по диагонали и по кругу.

Сколь угодно не были бы дороги и совершенны матричные системы, им пришлось без возражений быстро покинуть пьедестал почета, все призовые места которого заняли цифровые системы объемного звучания.

Dolby Digital Plus

Дальнейшее развитие Dolby Digital выразилось в появлении более усовершенствованных версий. Dolby Digital Surround EX добавил дополнительный центральный тыловой канал, для более реалистичного перемещения звуковых образов за спиной зрителя, Dolby Digital Plus реализовал два дополнительных тыловых дискретных канала, доведя число независимых тыловых каналов до четырех, и дополнительно предложил более высокое качество записи фонограмм (с более высоким битовым потоком, до 6 мегабит в секунду).

В декодере Dolby Digital Plus впервые появилась возможность упаковки нескольких языковых дорожек. И наконец, декодер Dolby True HD, первый в мире формат для записи фонограммы без сжатия звукового потока, используя для упаковки алгоритм MLP, разработанный легендарной британской компанией Meridian.

Dolby Atmos

Вершиной творения Рэя Долби в настоящее время является Dolby Atmos – первый в мире цифровой 3D-Audio формат, обеспечивающий независимые перемещения звуковых образов в вертикальной плоскости, причем звуковые эффекты могут идти только от верхних динамиков, отдельно от нижних. Это особенно эффективно ощущается на фонограммах, связанных с событиями на высоте – например, облеты вертолета, воздушные бои, шум тропического ливня, сцены под землей.

Dolby Atmos построен на совершенно иных принципах, чем все предшественники, это так называемый объектно-ориентированный формат, способный передавать не только положение и скорость звукового образа, но даже его пространственные размеры. Теоретически, в домашних кинотеатральных системах может быть до 32 каналов, с соответствующим или большим числом акустических систем – это обеспечивает невероятный пространственный реализм и рендеринг аудиообъектов.

Диски Blu-Ray, а совсем скоро и диски новейшего стандарта UHD Blu-Ray, с фонограммой DolbyAtmos являются непревзойденными по эмоциональному воздействию на зрителей.