Все современные, настоящие системы Домашнего кинотеатра и его высшего сегмента – Персонального кинозала, построены на некоем определённом наборе решений, которые неукоснительно соблюдают разработчики и инсталляторы. Существует также определенный набор требований к помещениям для установки таких систем, но в данном разговоре мы не будем касаться этого вопроса.
Основные решения для построения системы высокого класса следующие:
- Огромный проекционный экран, с как можно большей диагональю, нередко с заказными размерами для категории “от стены до стены”, и никаких телевизоров, нигде – ни за экраном, ни рядом с экраном
- Заэкранное расположение фронтальных и центральной(диалоговой) акустических систем, что требует акустически прозрачного (перфорированного) экрана
- Выбор акустических систем - встраиваемые АС различных типов, в том числе и корпусные встраиваемые АС, встраиваемые сабвуферы, предназначенные именно для встройки в акустическую нишу, несмотря на свой собственный жесткий корпус и зачастую, солидные габариты
- Видеопроекторы на основе матриц LCoSи 3-ChipDLP – на данный момент считаются лучшими в мире для построения домашних (и не только домашних) систем высокого класса
- Разработка и внедрение в системы Домашнего кинотеатра самых современных многоканальных аудиоформатов с каналами вертикальных 3D-аудио эффектов – DolbyAtmos, DTS:X, Auro-3D
- Установка системы единого управления всем оборудованием с универсального программируемого пульта, обеспечивающего интуитивно понятное использование Домашнего кинотеатра даже далеким от техники людям
- Установка системы управления освещением с помощью специального прибора – электронного многозонного диммера, обеспечивающего плавную регулировку освещения при старте и выключении системы, и создание световых сценариев для определенных событий – Вечеринка, Фильм, Музыка, и тому подобное.
- Установка моторизованных штор, если в этом есть необходимость (наличие оконных проемов, стеклянных перегородок, дверей с прозрачными вставками, и тому подобное), работающих как независимо, так и синхронно с системой управления освещением
- Специальная мебель с механизмом раскладывания реклайнер, когда фигура зрителя принимает анатомически правильное для просмотра кинофильма положение.
Проекционные экраны, применяемые для домашних систем высокого класса, тщательно подбираются инсталлятором для условий проецирования – светлое помещение или темное, есть глянцевые или матовые поверхности, есть ли возможность полного затемнения или возможно только частичное. Есть общее правило – в светлые помещения устанавливаются экраны с более высоким поглощением падающего светового потока и амбиентого(рассеянного) освещения, в темные помещения с матовыми цветами и возможностью полного затемнения более предпочтительны матовые белые полотна. Необходим выбор и в том случае, если ряд зрителей широк – требуется полотно с широким углом зрения. Разумеется, в настоящем кинозале речь идет только о звукопрозрачных полотнах – для заэкранного размещения фронтальной группы акустических систем (нередко и специальных сабвуферов). Последнее направление – установка звукопрозрачных статических (постоянного натяжения, без электропривода) экранов с криволинейной поверхностью(вогнутых), обеспечивающих самое высокое качество изображения и высокое эмоциональное вовлечение, благодаря более полному использованию периферического зрения. Лучшие в мире видеопроекционные экраны выпускает американская компания Stewart Filmscreen, экраны высокого класса производятся американскими фирмами Screen Excellence, ScreenInnovations, Vutec, Da-Lite. Из европейских компаний наиболее известна голландская фирма Projecta.
Для настоящих систем Домашнего кинотеатра и Персонального кинозала используются специальные конструкции акустических систем. Как правило, это встраиваемые АС, в том числе и корпусного исполнения. Отличия специальных акустических систем от, если можно так выразится, обычных, музыкальных, заключаются в иной диаграмме направленности, высокой подводимой мощности, высоком звуковом давлении и способности работать на предельных уровнях громкости долгое время, без слышимых звуковых искажений или риска повреждения. Встраиваемые системы высокого класса, не только фронтальные, но и все остальные, имеют несомненные преимущества перед другими конструкциями, в частности, напольным и или полочными, основное из них - гораздо более корректная работа в комнатах со сложной или проблемной акустической характеристикой. Хорошие встраиваемые системы выпускают американские фирмы Sonance, английская B&W, и особенно JamesLoudspeakers – уникальные по качеству как встраиваемые, так и настенные АС
Поскольку наиболее чувствительны к нагрузке ВЧ-динамики, они выполняются из особых материалов, часто имеют рупорную нагрузку (рупор – эффективное средство естественного усиления звука) или иную специальную конструкцию, например, ленточного типа(риббон). Последние дают необычайно высокую детализацию, и пользуются все большей популярностью. Из известных компаний, выпускающих акустические системы такого типа, можем назвать американские Episode Audio и Sunfire, немецкую Adam Audio.
Для создания равномерного и эффективного низкочастотно эффекта, необходимо применение не одного, а нескольких сабвуферов. Минимально - двух, а лучше всего – четырех. Это не означает, что баса будет в четыре раза больше. Это означает, что НЧ-поле будет феноменально ровным по всему помещению, без выраженных пиков и провалов, и будет больше ощущаться не на слух, а как некое изменение давления, ощущаемое тактильно – именно так, как и должно быть. Существуют определённые схемы расстановки нескольких сабвуферов, и грамотные инсталляторы всегда используют этот прием. ]
Число акустических систем и их тип записываются по специальной формуле. До недавнего времени она была двузначной, сейчас, с внедрением каналов вертикальных эффектов, формула может быть трехзначной. Самая простая запись, 5.1, означает, что в системе пять акустических систем и один сабвуфер.
Сабвуфер записывается как 0.1 потому, что ведет полосовой диапазон в одну десятую октавы, то есть только низкие частоты, 20 – 160 Герц. Запись 5.2 означает, что в системе установлены два сабвуфера – не два дискретных аудиоканала для двух сабов, а один канал для оба. Запись 7.4 означает использование семи акустических систем и четырех сабвуферов, а запись 7.4.4 означает, что мы имеем семь акустических систем нижнего поля, четыре акустические системы вертикальных 3D-эффектов и четыре сабвуфера – наиболее правильную конфигурацию системы для Домашнего кинотеатра и Персонального кинозала.
Самые эффективные и необычные встраиваемые акустические системы – на основе планарных излучателей (линейных массивов). Их выпускают всего несколько компаний в мире, например, американские BG Radia и Wisdom Audio. Это акустические системы башенного типа (с высотой, примерно равной среднему росту человека, или выше), с уникальными динамиками планарного типа, выпускаемые как в виде встройки, так и в виде настенных АС.
Такая акустика не только великолепно показывает себя при воспроизведении саундтреков кинофильмов, но и при воспроизведении музыки. Особенностью планарных акустических систем, больше нигде не повторимой, является субъективно одинаковая громкость воспроизведения, независимо от того, подходишь ли ты ближе к ним или удаляешься от них.
Это свойство планаров применяется не только для домашних задач, но и в военном деле – именно на излучателях планарного типа построены так называемые акустические пушки – нелетальное звуковое оружие, широко применяемое для разгона неуправляемой толпы. Компания BG Radia выпускает и самые необычные встраиваемые сабвуферы – полностью лишенные вибраций при работе даже на высоких уровнях громкости. Это единственные в мире встраиваемые сабвуферы, получившие сертификат THX – знак высочайшего качества и непревзойденного мастерства.
Видеопроекторы для современных кинотеатральных систем, выпускаются на основе матриц LCoS и 3-ChipDLP. На первом типе матриц японские компании Sony (патентованное название SXRD-матрица) и JVC выпускают одни из самых лучших в мире проектор для Домашнего кинотеатра. На чипах 3-Chip DLP производятся не только лучшие в мире видеопроекторы для дома, но и лучшие в мире видеопроекторы для коммерческих кинозалов.
В настоящее время проекторы с физическим разрешением 1920х1080 пикселей (Full HD) почти не пользуются спросом, доминирующими в инсталляциях высокого класса являются проекторы с разрешением 4К (3840x2160 пикселей), в том числе и матрицы кинематографического стандарта DCI4K с разрешением 4096x2160, обеспечивающих наивысшее качество изображения. Видеопроекторы с матрицей DCI выпускает компания Sony.
Не следует путать специализированные проекторы для Домашнего кинотеатра и и проекторы класса мультимедиа, предназначенные для различных офисных приложения и проведения презентаций – это совершенно разные сегменты рынка, и технологические, и нишевые. Мультимедийный проектор предназначен, прежде всего, для работы в светлом офисе для показа диаграмм и слайдов – поэтому в нем отсутствуют технологии, необходимые для воспроизведения видеосигнала высокого качества – динамическая диафрагма, процессор управления резкостью и многое другое. Все подчинено иным задачам. Устанавливать мультимедиа-проекторы для систем Домашнего кинотеатра нельзя – не в том смысле, что он не будет показывать видео (будет, никуда не денется), а в смысле, что сравнительное качество изображения будет на таком проекторе ниже всякой критики.
Для продвинутых систем Домашнего кинотеатра и Персонального кинозала используются новейшие технологии воспроизведения объемных многоканальных саундтреков, так называемые 3D-аудио каналы, или каналы вертикальных эффектов. Суть этой технологии заключается в том, что до недавнего времени, неважно, сколько акустических систем было в системе – хоть пять, хоть двадцать пять – все они воспроизводили звуковые эффекты только в одной плоскости – горизонтальной. Каналы вертикальных эффектов позволяют превратить звуковую плоскость в сферу, добавив вертикальные перемещения звуковых образов – шум тропического ливня, грохот падающего вертолета, воздушный бой в небе.
Для включения вертикальных каналов необходим диск со специальной дорожкой, записанной в одном их трехмерных аудиоформатов - DolbyAtmos, DTS:X, Auro-3D. Но даже, если есть обычная фонограмма Dolby / DTS, декодер 3D-аудио способен сымитировать объемный сигнал, сформировав его по определенным математическим алгоритмам. Любая двухмерная запись будет воспроизводится намного зрелищней и эффектней на трехмерном декодере.
Для домашних систем, оптимальное число акустических систем для 3D- аудио – четыре, и они могут быть как установлены в разных вариантах - на потолок, встроенными в потолок, быть отдельно стоящими, выпускаемыми для установки на верхнюю панель напольных акустических систем, или быть встроенными в корпус специальных серий АС.
Системы единого управления аудио и видеооборудованием, на основе универсального программируемого пульта управления, либо на основе мобильного устройства (смартфон, плеер, планшет) – неотъемлемая часть современного Домашнего кинотеатра, а тем более Персонального кинозала. Пульты и мобильные устройства требуют наличия контроллера, специального софта и программирования, но для конечного потребителя все получается крайне просто и понятно.
Не нужно думать, как все работает и что с чем включить – нажимаете команду “Смотреть кино”, аппаратура включается, устанавливаются нужные режимы работы, гаснет освещение, опускаются шторы… Пользоваться такой системой может любой человек, без специального опыта или вообще без опыта (дети, пожилые родители). Из нашего опыта, наиболее стабильные и гибкие системы программируется на оборудовании американской компании RTI и на софтовой платформе (без центрального контроллера) Iridium Mobile.
Система электронного управления освещением с помощью многоканального диммера – важная часть в общей положительной эмоциональной составляющей при просмотре кинофильмов. Освещение гаснет или включается плавно, как в настоящем коммерческом кинотеатре.
Как известно, в последнем освещение также никогда не гаснет полностью – необходимо подсвечивать выход и обеспечивать минимальный световой фон, для отсутствия резкого перехода от яркого экрана к темному помещению. Диммируемое освещение и грамотные световые сценарии обеспечивают красивый фон, подчеркивающий выгодные стороны декорирования интерьера. Сейчас электронное управление освещением стало де-факто стандартом для систем всех уровней. Мировым лидером, с огромным отрывом от конкурентов, в системах управления освещением, является американская компания Lutron.
Моторизованные шторы обеспечивают затемнение оконных и/или дверных проемов, часто могут и отграничивать зону Кинотеатра от остального помещения, если оно многофункциональное. Современные шторные приводы высокого класса не только практически бесшумны, но и могут быть выполнены в виде автономных приводов, на батарейном питании, при этом батарейки устанавливаются в тубус, как патроны в винчестер.
Срок службы таких приводов на одном комплекте без замены – до нескольких лет, в зависимости от частоты использования. Признанные лидеры в моторизованных шторных системах – американские компании Lutron и QMotion. Компания QMotion также известна своей уникальной группой экологически чистой шторной ткани, единственной в мире, получившей гигиенические допуски к использованию в детских медицинских учреждениях.
Специальная мебель для помещений Домашних кинотеатров и Персональных кинозалов является сейчас практически обязательным компонентом для установки. Механизм раскладывания реклайнер обеспечивает длительный и комфортный просмотр кинофильмов без утомления. Раскладка может быть, как ручной, так и моторизованной, со специальным электродвигателем и пультом управления.
Кресло выдерживает большой вес (до 200 кг) и имеет огромный запас по механической прочности. Среди разнообразных предлагаемых опций, кроме стандартных (тип отделки, цвет, конфигурация подлокотника), можно отметить две уникальные – возможное размещение в подлокотнике бара для напитков, и установка системы тактильной кинематики, когда в опору кресла монтируют привод, синхронизированный с низкочастотными эффектами в фильме. Кресло вибрирует вместе с низкочастотными эффектами сабвуфера, оказывая выраженный тактильный и эмоциональный эффект.