Многие зарубежные энтузиасты Домашнего кинотеатра, имея свободное время, деньги и соответствующие знания и умения, стремятся самостоятельно реализовать свое увлечение у себя дома. Какие-то проекты получаются не совсем, скажем так, по канонам и правилам, а какие-то проекты составили бы честь и многим профессиональным инсталляторам.
Об одном таком Домашнем кинотеатре, построенном в доме недалеко от Осло, Норвегия, стоит рассказать. И хотя автора системы, Эрика Форберга, никак нельзя назвать любителем (он обладатель THX-сертификата второго уровня), но в данном случае, мистер Форберг строил кинотеатр не для заказчика, а для себя и своей семьи, в своем собственном доме, и все - лишь своими силами, как говорится, умом и двумя руками.
Особенностью системы является то, что Форберг не только спроектировал и изготовил на заказ все акустические системы, но и полностью выполнил всю акустическую обработку из своих собственных материалов, включая расчет и изготовление акустических рассеивателей.
При покупке дома уже было ясно, что здесь Домашний кинотеатр необходим, и это даже не обсуждалось. Будучи сертифицированным инсталлятором, Форберг ясно четко понимал, что он хочет получить. Для Домашнего кинотеатра, а правильнее сказать – для Персонального кинозала, была необходима комната примерно 6х3.5 метров, рассчитанная минимум на шесть зрителей. Комнату необходимо было акустически обработать, и самое главное – звукоизолировать от остальных помещений, поскольку в кинозале предполагался очень высокий уровень звукового давления, с поглощением гигантской мощности от акустических систем.
Такое помещение нашлось в длинном и узком подвале дома, который пришлось разделить на две части – одна была отдана под кинозал, а вторая превратилась в мастерскую, в которой владелец дома выполнял все необходимые работы, связанные с ремонтом всего дома.
В этом помещении будет установлена стена-разделитель, которая превратит его в две комнаты – собственно, в сам Персональный кинозал и в рабочую мастерскую. Все элементы оформления кинотеатра – возводимые стены, перегородки, акустические системы и рассеиватели – будут делаться с нуля.
Мистеру Форбергу потребовалось около шести месяцев, чтобы полностью разработать план и все детали для помещения кинозала, и около девяти месяцев на разработку и изготовление акустических систем. Еще шесть месяцев ушли на саму стройку, установку оборудования, настройку и финальную калибровку всей системы.
Все работы выполнялись, в основном, в свободное время, поскольку рабочее время было строго регламентировано текущими контактами с заказчиками.
Для помещения Персонального кинозала необходимо было использовать максимальную звукоизоляцию, выполненную как многослойная конструкция.
Акустические расчеты, выполненные в программе Acoustic Calculator, показали, что наибольшие проблемы с переотражениями от потолка возникают в диапазоне от 750 до 3500 Гц, и локализуются в середине комнаты и недалеко от стен. Для нивелирования нежелательных отражений, панели на потолочном перекрытии были построены три длинные акустические рассеивающие панели.
Изготовленные самостоятельно акустические рассеиватели
Основная фронтальная группа (LCR) состоит из заказных динамиков – три 15-дюймовых низкочастотных излучателя Beyma, 12-дюймовые СЧ-излучатели TAD, и рупорный ВЧ-динамик Beyma. Заявленный частотный диапазон системы составляет 25-21 000 Гц с очень жестким допуском по отклонению АЧХ.
Все акустические системы каналов окружения выполнены по такому же принципу, что обеспечивает одинаковые звуковые характеристики и однородное звуковое поле. Все кроссоверы и цифровые сигнальные процессоры(DSP) вынесены за пределы корпуса, за эти функции отвечают специальные профессиональные усилители Crown, которые, кроме того, обеспечивают великолепное и очень мощное звучание для каждого канала.
Изготовление корпусов для акустических систем
Стойка с аппаратурой. Усилители Crown обеспечивают поканальное усиление, активное разделение частот и цифровой сигнальный процессинг для всех акустических систем и сабвуферов. Стойка вынесена за пределы комнаты и управляется через систему управления на основе универсального программируемого пульта.
Сабвуферные модули были рассчитаны и выполнены специально для работы с основной фронтальной группой, с 18-дюймовыми НЧ-излучателями Beyma, рассчитанными на диапазон от 13 до 120 Гц. Пришлось выполнить лишь одну точную настройку – в районе стыка диапазона частот сабвуферов и фронтальной группы.
Сабвуферы ведут только LFE-диапазон. Все акустические системы фронтальной группы установлены и настроены как АС полного диапазона, с параметрами воспроизведения от 28 до 20 000 Гц. Характеристическая чувствительность фронтальных АС очень высока – 103 Дб, акустических систем каналов окружения – 101 Дб, сабвуферов – 100 Дб.
Максимальное звуковое давление, измеренное для фронтальных АС, составило 134 Дб – это выше болевого порога для человеческого слуха!
Фотография фронтальной группы АС, сделанная примерно в середине процесса изготовления системы, дает понимание, какой звук получился в конечном итоге…
Для задней стены, Эрик изготовил акустические рассеиватели с нижним диапазоном до 200 Гц. Такой же обработке подвергся и потолок. Тесты показали, что звучание стало очень естественным и открытым. Равномерность по частотной характеристике комнаты была высокой во всем диапазоне от 13 до 21 000 Гц, но Эрик немного приподнял ее на диапазоне LFE – для большего эффекта при воспроизведении саундтреков кинофильмов.
Задняя стена с акустическими рассеивателями, с установленными акустическими системами тылового канала и сабвуферами в углах. Такое размещение сабвуферов считается наиболее правильным, в случае, если их два или четыре. Акустические рассеиватели были закрыты специальной звукопрозрачной тканью.
Финальный вид фронтальной группы. Очень впечатляет…
Самое сложное, со слов Эрика, было найти подходящий проекционный экран с акустически прозрачным покрытием. Он рассмотрел десять разных моделей, но ни один не устроил его по качеству – Эрик хотел, чтобы не было ни малейшей деградации звука и в то же время изображение было впечатляющим. В конце концов, нужное полотно нашлось в компании DreamScreen, и Эрик самостоятельно изготовил для него раму с проушинами сверху, чтобы экран можно было поднять, когда потребуется доступ к заэкранным акустическим системам.
Экранное полотно в 138 дюймов(350см) по диагонали, с соотношение сторон 2.35:1, из акустически прозрачной ткани.
Специальные моторизованные кресла с механизмом анатомического раскладывания(реклайнер), также изготовлены компанией DreamScreen
Общий компоновочный план по оборудованию
Сам Эрик остался очень доволен результатом своих работ. Музыкальные записи, и особенно кинофильмы, звучат ошеломляюще реалистично. Само акустическое оформление комнаты не стоило слишком дорого – около 10 000 долларов США, но стоимость всего аудио и видеооборудования, включая мебель, перевалила за 140 000 долларов США. Однако владелец системы ни на минуту не сомневается, что каждый доллар оправдал себя – такая система позволяет не только обеспечить высочайший уровень просмотра и прослушивания контента, но и зарабатывать деньги – Эрик использует свой Персональный кинозал для демонстрации своих знаний и умений потенциальным заказчикам.
Список оборудования в данной системе:
Источники
Oppo BDP-105 Blu-ray-плеер
Oppo BDP-103 Blu-ray-плеер
Аудио и видео аппаратура
Sherbourn PT-7030 предусилитель -процессор
Crown I-Tech 4000 (9 шт) – усилители мощности с активным кроссовером и DSP (цифровым сигнальным процессингом) на все АС
Crown I-Tech 8000 (2) - усилители мощности с активным кроссовером и DSP (цифровым сигнальным процессингом) на сабвуферные модули
Внешний видеопроцессор
Darbee Darblet
Видеопроектор
Sony VPL-VW55ES
Экран
DreamScreen UltraHD Acoustic V5 (2.35:1, 138", 1.0, акустически прозрачная ткань)
Акустические системы
Фронтальная группа LCR (левый, правый, центральный канал) - Tangen AV Design in Concert Miles 3 Beyma с тремя 15-дюймовыми НЧ, TAD СЧ-излучатели, Beyma TPL150H рупорные ВЧ-излучатели
АС тылового и заднего каналов - Beyma 15P80Nd с 15-дюймовым НЧ-излучателем, TPL150H ленточным ВЧ-излучателем
Сабвуферы
Наоснове Beyma 18W1600Nd 18-дюймовых НЧ-излучателей
Кабели
Вся кабельная сеть от Monster Cable
Внешнее управление
На основе программируемого универсального пульта ДУ
Стабилизатор сетевого напряжения для слаботочного оборудования
Monster HTS5100
Специальные кресла
DreamScreen Cineseat Promotor - три в первом ряду
DreamScreen Cineseat Theatre - пять во втором ряду
(перевод с AVSForum)