Домашний кинотеатр и его варианты (Персональный кинозал, медиа комната) являются сложными, комплексными системами. Разумеется, если речь идет о наборном оборудовании, а не о готовом комплекте в одной коробке с установкой в готовое помещение.
Часть первая. Введение. Эскизное проектирование
В последнем случае все понятно и без всякого проекта – пришел, посмотрел, установил. При этом желательно понимать хотя бы самые азы расстановки настройки подобной техники.
Однако данная задача весьма проста и больше предназначена для самостоятельного решения. Она не требует глубоких профильных знаний. Специализированные салоны и профессиональные инсталляторы за подобные вещи не берутся по вполне понятным причинам. Им интересно (и выгодно) получить из некоей идеи и простой геометрической формы, красивую концепцию и оригинальную, действительно серьезную многоканальную аудио и видеосистему, с сопутствующими темами. Темы эти важны и обширны сами по себе, и некоторые из них я перечислю в ходе дальнейшего изложения.
Когда мы видим помещение, существующее лишь на бумаге, или голые стены в квартире, а вместо загородного дома, зачастую, совершенно скучно и уныло выглядящий котлован, одного взгляда или приезда недостаточно. Если человек профессионал, специалист полного цикла, ему одному действительно все может быть понятно с первого взгляда. До окончания стройки и отделки еще пара-тройка лет, а профи, уяснив себе устное или письменное техническое задание (или без всякого задания), уже ясно представляет, что, где и как будет работать, и что для этого необходимо предусмотреть на разных этапах строительных и отделочных работ. Есть лишь одна трудность – такие проекты, целиком и полностью, практически никогда не делаются в одиночку, поскольку для одного человека это слишком большая нагрузка. Он может все знать и уметь, но банально не уложится в график, особенно, если объект не один. В подавляющем большинстве случаев, работает команда. Команде надо делать определенные расчеты, в том числе, используя виртуальную модель еще несуществующего в реальности помещения.
Расчетов много. Все они, в основном, связаны с двумя вещами – звуком и освещением. Звук – сложная акустическая среда, он ведет себя по определённым правилам, которые обязательно должны быть просчитаны заранее. Не будет никакой максимальной отдачи от A/V-системы, если не сделан акустический расчет помещения по нескольким параметрам. Глубокое заблуждение думать, что системы электронной коррекции все исправят. Не исправят, силенок не хватит. А такие, у которых хватит, оцениваются в деньги, примерно соответствующие стоимости иномарки среднего класса. Лучшая коррекция – строительная и отделочная, и об этом мы поговорим ниже. Чем больше в системе акустических систем (излучателей), тем расчеты сложней.
Освещение также необходимо рассчитывать. В хороших A/V-системах освещение управляется диммером, может плавно гаснуть и включаться, в зависимости от выбранного режима, плюс обеспечивать так называемые световые сценарии. При этом освещение должно вписываться в строгие нормы для жилых помещений. Лучше всего подобные расчеты делать на базе 3D-модели с наложенными текстурами будущих отделочных материалов.
Проект позволяет увидеть то, чего пока нет. Проект позволяет понять, что, как и в каком объеме будет работать. И проект больше нужен заказчику. Необходимо перенести варианты, решения и предложения из головы на бумагу, чтобы они стали понятны другим людям и приняты к исполнению. Пока телепатия не стала стандартным средством общения человеческой расы, без проекта, в комплексных системах, нам не обойтись.
Все проектные разделы по Домашнему кинотеатру можно четко разделить на три части – эскизный, акустический и рабочий.
Эскизное проектирование
Само название “эскиз” (предварительный набросок) говорит нам, что это концептуальное проектирование. Здесь разработчик (или команда разработчиков), вместе с архитектором/дизайнером, а нередко и с самим заказчиком или его полномочным представителем, определяют некие базовые элементы будущей системы, переводя их в эскизный чертеж и/или трехмерную визуализированную модель. Эскиз выполняется на основе предварительно составленного технического задания (если оно есть) или/и пожеланий заинтересованных сторон.
Ничего лишнего в эскизе нет. При этом многие элементы, несущественные для разработчика или команды инсталляторов, подаются в эскизе с избыточной детальностью – это необходимо для того, чтобы заказчик (заказчики) и члены его семьи, возможно, не будучи профессионалами в чтении чертежей и ментальном рендеринге трехмерных визуальных образов, однозначно поняли основные идеи системы и их дальнейшие материальные воплощения.
Что рассчитывается на стадии эскизного проектирования?
1. Концептуальный план расстановки акустических систем, иногда называемый также “акустический лэйаут” (калька с английского “layout”), который позволяет понять, какая акустическая формула будет использоваться в системе (число АС полного диапазона, число сабвуферных модулей), определить послойное расположение АС (нижний слой, верхний слой Dolby Atmos / DTS:X, слой VOG для Auro-3D),задать типы АС и излучателей (встраиваемые, отдельно стоящие, рупорные, прямого излучения, активные, пассивные и тому подобное – несть им числа).
Понимание акустической формулы дает нам вполне определенные конструктивные данные, так как, зная габариты и расстановку АС, можно с большей точностью приступить к расчету акустического оформления помещения. Число и тип АС также прямо влияет на выбор электронной части (процессор/усилитель мощности, либо однокорпусный аппарат – A/V-ресивер)
Раздел видео, то есть определение дисплея/дисплеев - телевизор, проектор, их комбинация. В случае установки видеопроекционной системы, дополнительно определяются тип и место установки проектора (делается расчет допустимых мест его установки относительно экрана – здесь есть строгие правила, и нарушать их нельзя), отдельная спецификация на экран (моторизованный, стационарный, его размеры и исполнение). Экраны конфигурируются под конкретную задачу. Выбор полотен, конструкций и дополнительных аксессуаров для экранов очень широк, особенно у крупных производителей.
2. Раздел A/V-электроники – процессоры, усилители мощности (или A/V-ресивер), все возможные источники изображения и звука. Определяем, где именно они будут находиться, и каким образом будут управляться. В правильных кинотеатральных системах A/V- оборудование, мало того, что никогда не бросается в глаза, то есть скрыто от прямого визуального наблюдения, но и установлено в специальную рэковую стойку. Это идеальный, технически грамотный способ размещения, обеспечивающий оптимальные условия эксплуатации аудио и видео аппаратуры.
3. Расстановка специальной мебели – кинотеатральные диваны и кресла, сопутствующие аксессуары. Никогда не стоит пренебрегать этим вопросом.
Специальная мебель обеспечивает анатомически правильное положение тела, как в сидячем, так и в полулежачем положении (если кресла или диваны оснащены трансформационным механизмом раскладывания), что позволяет смотреть кино длительное время подряд без физического утомления. На стадии эскиза принимается решение об одно- или многорядном дизайне кресел/диванов и их комбинациях, типе и цвете отделочных материалов, а также о наличии дополнительных опций, например, системы механического сопровождения низкочастотных эффектов (тактильная кинематика), встроенных пультов управления, наличии бара в выдвижном подлокотнике.
4. Общий интерьерный дизайн помещения. Возможно, самый интересный раздел, ибо тематический дизайн обращается напрямую к зрителю, обеспечивая положительный эмоциональный фон. Хороший интерьер способен не только скрыть некоторые недостатки и подчеркнуть достоинства помещения, но и способен поднимать настроение своим красивым и гармоничным и воплощением идей в материальность. Существуют опытные дизайнеры, специализирующиеся именно на подобных проектах, и если они берутся за дело, то успех гарантирован.
Несмотря на свод строгих правил по исполнению помещений для Домашнего кинотеатра (конструктиву, цветовой отделке), ничто не мешает дизайнеру проявить свой талант и построить не просто комбинацию панелей и элементов, а превратить помещение в настоящий сказочный зал – трюм корабля, мини-кинотеатр со всеми атрибутами (постеры, лайтбоксы, автоматы для поп-корна, кассовые и музыкальные автоматы, фигуры наиболее известных киноактеров или персонажей), зал звездолета, и тому подобное. Конечно, подобных тематических проектов немного даже в мировом масштабе, но они есть и об этом следует знать. Нельзя не упомянуть, что такое тематическое оформление Домашнего кинотеатра, как авансцена с моторизованными шторами, закрывающими и открывающими экран, как в настоящем кинозале, де-факто стала стандартом для систем среднего и высокого класса.
Именно на стадии эскиза, предварительной прикидки, примерно становится понятна и общая схема акустической обработки помещения, в том числе, порядок уменьшение размеров и высоты потолка при использовании специальных акустических материалов. Материалы эти, в сущности, представляют собой “бутерброд” той или иной толщины, если мы берем помещение на стадии строительства. Для готового помещения могут применяться другие конструкции. Обо всем этом – разговор в следующей части.