DSC6254

Одной из самых важных задач при построении системы домашнего кинотеатра, является выбор и расположение фронтальных акустических систем и акустической системы центрального канала. Во многих случая приходится идти на компромисс, выбирая между качеством звучания, внешним видом, местом установки, и тому подобное.

Давайте выясним некоторые детали данного процесса, для того, чтобы получить хороший и очень хороший звук как в стереосистеме, так и в многоканальных инсталляциях, опираясь при этом сначала на качество звучания, а потом – на все остальное.

Речь пойдет именно о фронтальной группе – сабвуферы и тыловые каналы заслуживают отдельной статьи, и здесь не рассматриваются. Надеюсь, кому-то это поможет в решении его задач…

 

Приобретайте самые лучшие фронтальные АС, какие только можете себе позволить

Итак, вы выбрали себе основные фронтальные АС. Еще раз повторю – почти во всех случаях компромисс неизбежен. Но всегда старайтесь выбирать для фронтальной группы АС максимального качества.

Я не призываю идти на какие-то жертвы, вроде изъятия денег из дела или залезания в кредитную яму, но то, что внушительная часть общего бюджета должна быть выделена именно на фронт, не должно подвергаться сомнению. Мы должны получить качественную вещь в себе, которая сделана правильно со всех точек зрения, и безотносительно к окружающим условиям, будет давать наилучшее звучание.

zvonite

Есть еще два важных качества – это правильная акустическая обработка помещения и программный материал (музыка, фильмы), но, опять-таки, здесь мы это рассматривать не будем.

К выбранным АС необходимо подобрать правильный ресивер или связку процессор/усилитель мощности. Процесс понятен – подбираем под помещение и задачу правильные АС; подбираем под АС правильное усиление. Это касается именно пассивных АС – активные сборки требуют другого подхода, и выбирать или рассчитывать такую систему пользователю самостоятельно не рекомендуется ни при каких условиях.

При расстановке АС, всегда учитывайте место расположения слушателя

установка фронтальной акустики Здесь очень важна симметрия расположения слушателя относительно акустических систем. По возможности, всегда располагайте места на примерно одинаковом удалении от левой и правой фронтальной АС. Звук не свет, его скорость неизмеримо ниже, и некомпенсированная разница в расстояниях левой и правой АС приведут к резкому ухудшению звучания, в основном, в области локализации звуковых образов. В стереосистемах рекомендуют находиться в вершинах равностороннего треугольника, где одна вершина – это слушатель, а две других - фронтальные АС.

В кинотеатральных системах это работает не всегда, и приходится на месте подстраивать акустику под слушателя. К примеру, ориентировать ВЧ-динамики либо непосредственно на место прослушивания, либо примерно на метр за него. Существует акустика с заводским подъемом ВЧ на 3 децибела, и она требует установки строго перпендикулярно к слушателю, без всякого поворота. Об этом лучше проконсультироваться у инсталлятора. Однако независимо от того, как все это будет установлено в конечном итоге, в системе есть только одно самое лучшее место – первый ряд по центру.

Все остальные ряды (второй, третий), если они есть, уже не дадут такого ощущения. В симметрии есть только одно “но” - никогда не устанавливайте сабвуфер на равных расстояниях от пола, боковых стен и задней стены. Это вызовет непредсказуемые пики и провалы в его звучании, и скомпенсировать их в месте для прослушивания будет практически невозможно. Здесь нужна асимметрия, причем не простая, а выполненная по определенным расчетам.

В домашних кинотеатральных системах, с большим числом АС и зрительских мест, есть и другие нюансы расстановки. Да, здесь нам по-прежнему нужна симметрия, в особенности для трех фронтальных АС. Но здесь появляется дисплей того или иного размера, и на этом вопросе я остановлюсь подробнее.

Поскольку в системах домашнего кинотеатра есть тыловые акустические системы, которые воспроизводят кодированный или обработанный сигнал, то при этом выстраивается широкая звуковая сцена. Информация для тыловых боковых каналов часто микшируется с выраженным упором на одну сторону, соответственно, звуковой образ смещается влево к левой фронтальной АС, и вправо к правой фронтальной. Таким образом, создается впечатляющая по ширине звуковая сцена, но именно поэтому, физическое разделение фронтальных каналов может быть выражено слабо.

Очень важно, чтобы фронтальные каналы находились в таких местах установки, где они могут воспроизвести звуковые образы, наиболее соответствующие своим визуальным объектам на экране. Если у вас, к примеру, телевизор с диагональю 70 дюймов, а ширина комнаты пять метров, самое худшее, что здесь можно сделать – установить фронтальные АС по углам помещения. Звуковая сцена оторвется от визуальных образов, и не будет точно соответствовать происходящему на экране.

К сожалению, избежать самого большого компромисса при построении системы для домашнего кинотеатра – установки горизонтальной АС центрального канала – почти никогда не удается. Практически все горизонтальные АС такого типа имеют неправильную форму распределения звуковых волн. При горизонтальном расположении излучателей, акустическая система имеет узкую горизонтальную и широкую вертикальную диаграмму направленности – это противоположно тому, что нам действительно нужно.

Если слушатель сидит не по центру, ему становиться заметным ослабление высоких частот, сниженное разрешение и потеря ясности и детализации. Чем выше частота, тем уже диаграмма направленности, напоминающая на крае диапазона луч прожектора. Существуют способы минимизации этого эффекта, но для домашних систем все они слишком дороги. Самый лучший и простой способ избежать подобных искажений – расположение динамиков ВЧ и СЧ в вертикальной плоскости, друг над другом.

Никогда не устанавливайте АС центрального канала под экраном (по возможности)

если в системе предусмотрен видеопроектор, и в помещении располагается более одного ряда зрительских мест.

Существуют модели АС для центрального канала с множеством динамиков, ориентированных в горизонтальной плоскости, плюс вертикальная секция ВЧ-СЧ-излучателей. И хотя это не решает всех проблем, но улучшает ситуацию с распространением звука в горизонтальной плоскости. Само собой разумеется, что акустические системы для фронта и центра должны быть одного производителя и одной серии, для правильного согласования тембрального баланса, звукового давления и слитного воспроизведения музыки и саундтреков.

Указанная мною в третьем пункте ситуация встречается весьма часто, и это является неправильно построенной системой во фронтальной плоскости.  Вообще, расположение АС центрального канала под экраном является нежелательной, и это усугубляется, если есть еще дополнительные ряды кресел сзади, с поднятием каждого ряда на 25-30 см. В таком положении излучатели центральной АС, будучи ориентированы на первый ряд, как правило, перекрываются плечами зрителей этого ряда, и до следующих уже мало что доходит. Такая ошибка проектирования и установки систем встречается даже в дорогих профессиональных инсталляциях. 

Расположение фронтальной акустики

Идеальным решением подобной задачи является установка одинаковых трех фронтальных АС, вместо отдельной АС центрального канала, установка видеопроектора и акустически прозрачного экрана. Одним махом решаются все проблемы. Ведь центральный канал – такая же АС, как и фронты, и его звучание будет другим, если он расположен далеко внизу, даже если его конструкция и динамики полностью совпадают с таковыми во фронтальных АС.

По многим причинам, такое решение встречается довольно редко и основано на заблуждениях и неправильной информации. Инсталляторы избегают звукопрозрачных экранов из-за якобы деградации звука, забывая о том, что установка центрального канала снизу понижает звук гораздо сильнее. Современные экраны имеют коэффициент ослабления звукового давления не более 1-1.5 децибел на частотах свыше 5-10 килогерц, и никакой деградации здесь не наблюдается.  

Поскольку центральный канал отвечает примерно за 60 % от всей информации с передней сцены, он не должен приобретаться по остаточному принципу. Качество акустически прозрачных экранов постоянно растет, а их стоимость падает, поэтому, такие решения имеют все шансы увеличить свою долю на рынке заказных инсталляций.

Старайтесь отодвинуть фронтальную акустику от задней стены

(по возможности), для того, чтобы прямой звук и отраженный звук были правильно сбалансированы.

Большинство аудиофилов и специалистов по звуку считают, что если акустические системы слегка выдвинуты вперед, то они звучат лучше. Так и есть, но это происходит не потому, что они начинают “дышать”, или потому что вокруг них становится больше места.

Первая причина – соотношение между прямым и отраженным звуком лучше, вторая – АС играют громче, потому что они ближе к слушателю.

На каждое удвоение расстояния между слушателем и акустическими системами, происходит падение звукового давления на 6 децибел (в два раза), и чем комната заглушенней, тем это падение более выражено. Для АС на основе планарных излучателей или линейных массивов, это не так сильно заметно, но для обычных АС является настоящим бичом. И чем дальше от слушателя находится акустическая система, тем более высокое исходное звуковое давление она должна развивать, чтобы на втором-третьем ряду обеспечить приемлемый уровень прослушивания.

Усилить ясность и разборчивость звучания можно грамотной акустической обработкой комнаты, в частности, установить поглотители первых звуковых отражений, особенно, если помещение узкое и акустика расположена близко от боковой стены. Звуковые отражения, смешиваясь с основным звучанием, дефокусируют звуковую сцену, вызывая утомление от прослушивания саундтрека. Всегда старайтесь выполнить в помещении для домашнего кинотеатра хотя бы минимальную акустическую обработку.