Помещение для домашнего кинотеатра

Правильный выбор помещения, базовая строительная и акустическая подготовка

Тема эта довольно сложна и обширна, но мы не будем излишне углубляться в детали, после которых статья неминуемо потеряет понимание в глазах многих заинтересованных читателей.  

Акустика – это фактически, высшая математика, однако здесь у нас не лекция для студентов профильных ВУЗов, а небольшая статья о том, как реализовать наилучшие условия для наслаждения звуком и изображением в домашних условиях. В основном, все изложенное будет касаться загородных домов, но может быть перенесено и на квартирные условия.  

Для разборчивости и ясности диалогов, высокого качества низких частот, способности долго слушать систему без утомления, необходимо чтобы помещение отвечало определенным требованиям по реверберации звука (полному затуханию от момента возникновения, для кинотеатральных систем оно равно, в среднем, 0.3-0.4 сек.) и было заглушено по строительным конструкциям от звуковых вибраций (чтобы не гремели потолочные стеновые крепления, строительная и декоративная фурнитура и мебель).

Для помещений, описанных ниже, можно сделать акустический расчет на строительном этапе, который будет выполнен профессионалом своего дела. Помните, что половина успеха в хорошем звуке – правильно выбранное и подготовленное помещение. Ни одна, даже самая дорогая система, не будет выкладываться в неподходящей обстановке больше, чем на 50%.

zvonite

Прежде всего, надо определиться с размерами помещения.

Размеры помещения под домашний кинотеатр

Для установки систем домашнего кинотеатра (или элитных Персональных кинозалов, которые являются высшим классом в нашей сфере деятельности), подходят помещения прямоугольных размеров, площадью от 15 до 120 кв. метров, и с высотой потолка не ниже 2.2м. Желательно, чтобы соотношение длины и ширины не находилось в кратных размерах, например, 6х3м, 8х4, и тому подобное. В таких помещениях будут возникать резонансы на самых важных звуковых частотах – 50-90 Герц, в зависимости от длин стен.

Звуковая волна, не успев погаснуть, будет метаться по помещению, и накладываться на идущие звуки с акустических систем, что приведет к неприятному эффекту гудения и бубнения на низких частотах. Хуже всего помещения, у которых одинаковы все три размера – длина, высота, ширина. Такие комнаты можно назвать бесперспективными, в них изначально ничего хорошего в плане звука не получиться. Единственное решение этого вопроса – менять размеры кубического помещения строительными методами, попутно применив и кое-какие способы для акустической коррекции – непараллельные стены, клиновидный потолок, установку поглотителей первых отражений, установку угловых басовых ловушек, и тому подобное.

Такое же пожелание можно высказать и про помещения с вышеуказанными кратными размерами длины и ширины. Если одна из стен, или более, имеет радиусный изгиб, от такого помещения лучше сразу отказаться. Либо выравнивать стену до прямоугольника. Существуют также рекомендованные соотношения сторон, основанные на определенных математических пропорциях, благоприятные для акустической среды.

Помещения средних размеров – 25-40 кв. метров всегда предпочтительнее меньших, так как в них будут намного лучше воспроизводиться низкие частоты, а резонансы будут смещаться в более высокую часть частотного диапазона. Связано это с тем, что длина волны, например, для 20 000 Герц – 17мм, а для 20 герц – 17 метров, и чем больший размер имеет одна из сторон помещения, тем более низкий бас может быть услышан (или почувствован).

Помещения с высотой потолка ниже 2.15см, также всегда имеют проблемы с воспроизведением низких частот. Как правило, это цокольные этажи, которые изначально строятся для других целей. Из-за такой высоты, будет очень сложно разместить видеопроектор на потолочном кронштейне.

Старайтесь выбирать комнату с высоким потолком, пусть даже он будет не ровной формы (например, мансарда), так как в цоколе ничего увеличить уже нельзя, а потолок довести до ума в мансарде вполне возможно. Те счастливчики, у которых высота потолка в цоколе больше 2.40м, могут планировать размещение системы именно в нем, и быть уверенными в хорошем результате. Наилучшая отдача по звучанию идет, если потолки находятся в диапазоне высот 2.7 – 5.7 метров. Опять-таки, если в помещении потолок купольного типа, его необходимо превратить во что-нибудь другое.

Купол выполняет роль акустической линзы, и ни о каком хорошем звуке в помещении с купольным потолком, речи быть не может.

Если помещение для кинозала небольшое, старайтесь обходиться минимальными строительными конструкциями, они будут уменьшать и без того маленький объем. Не допускается нахождение открытых ниш и проемов, например, оставшихся после встраиваемых стеновых шкафов. Такие ниши необходимо заполнить акустическим материалом-поглотителем, без внутренних пустот.

Наличие большого количества окон, или стен из стекла, также неблагоприятно сказывается на качестве звучания. Если наличия стеклянных поверхностей не избежать, их надо постараться закрыть тяжелой шторной тканью. Само собой, в помещении не должно быть никаких стеклянных шкафов или горок с посудой.

Есть очень хороший способ проверки качества крепления строительных конструкций. Когда этот этап заканчивается, инсталлятор привозит с собой в помещение мощный сабвуфер и подает на него звуковой сигнал. Все слабые и уязвимые места моментально “заводятся”, начинают греметь, звенеть, и остается только их обозначить и плотно зафиксировать.

Помните, что, если в готовом кинотеатре, вы хотя бы раз услышите, как гремит подвесной потолок при сильном басе, все впечатление от фильма будет безнадежно испорчено.

Современные материалы для акустической коррекции имеют широкий ассортимент для решения самых разных задач, и весьма привлекательный внешний вид, который будет уместен даже в дизайнерской отделке помещений. Вариантов много, мы подберем самое лучшее, что может быть. Обращайтесь к нашим специалистам!

Работа по акустическому проектированию и коррекции акустических свойств помещения должны вестись одновременно с разработкой и утверждением проекта по аудио и видеоаппаратуре, а в особенности, с расположением и числом акустических систем. Самые современные дискретные цифровые саундтреки с многослойным расположением АС для вертикальных эффектов требуют гораздо большего числа акустических систем, чем уходящие форматы.

При проектировании очень важно заранее учесть места расстановки всех акустических систем, чтобы получить великолепный результат.