Тыловые акустические системы непосредственно связаны с фронтальной группой АС. Основной задачей правильно подобранных тыловых АС является достижение ровного, бесшовного звукового поля, формируемое внутри помещения. Тыловые акустические системы, в идеале, должны быть не просто одной марки, а одной серии, для точного согласования тембра. Звук, переходя спереди назад и влево-вправо, не должен менять окраску – это приводит к четкой локализации источника звука, что не является хорошо сделанным кинотеатром.

 DSC6259  DSC6251

Акустические системы тыловых каналов, иерархически, являются, конечно, менее важными, чем фронтальная группа. К тому же, например, их можно добавлять впоследствии, чего не скажешь о фронтальных АС. Тем не менее, откровенно экономить на тылах не стоит – это приведет к появлению неоднородного звукового поля, и эффект от прослушивания саундтреков кинофильмов будет снижен.

Существует несколько схем с различным числом акустических систем и местами их установки. Важнейшим отличием схем друг от друга, является предназначение их либо для так называемого 2D-аудио, когда звук не выходит за пределы одной плоскости (горизонтальной), либо для 3D-аудио, когда звук способен передавать эффекты каналов высоты. 2D-аудио шаблоны расстановки АС записываются двумя цифрами, например, 5.1, в то время как шаблоны для трехмерного звука записываются тремя цифрами, например, 5.1.2, 7.2.4.

Расшифровка шаблонов сложности не представляет.  Первая цифра обозначает число АС полного диапазона, вторая цифра – канал сабвуфера (в последнее время, эта цифра обозначает не столько сам канал, сколько число сабвуферов), обозначаемый как 0.1, то есть диапазон в одну десятую октавы, а третья цифра указывает, сколько акустических систем используется для воспроизведения каналов трехмерных саундтреков.

Минимальная формула для домашнего кинотеатра – 5.1, пять акустических систем и один сабвуфер. Самое распространенная конфигурация АС для 3D-аудио – 7.2.4, то есть семь АС нижнего диапазона, два сабвуферных модуля, и четыре АС для канала 3D-эффектов. Максимально возможная конфигурация для домашних систем – 24 канала нижнего уровня, 10 каналов верхнего уровня, и 2 дискретных сабвуферных канала.

Наиболее известный и распространённый декодер 3D-аудио – Dolby Atmos, кроме него, есть еще два – Auro-3D и DTS: X. Последний формат лишь недавно официально объявлен, пока никаких сведений о контенте, записанном в нем, нет.

Кроме конструктивных различий – классическая корпусная или встраиваемая – тыловые АС делятся на монополи, диполи, биполяры и триполяры. Многие модели акустических систем имеют переключатель режима Диполь/Биполяр, для подстройки под помещение.

Монополи

Монополь – классическая акустическая система прямого излучения, наиболее распространенный тип АС.

Монополи, акустические системы прямого излучения чаще всего устанавливают, когда в помещении для домашнего кинотеатра планируется еще и прослушивание многоканальных музыкальных фонограмм. Для музыки такая конфигурация наиболее предпочтительна. Можно установить как напольные тыловые АС, так и полочные, либо их комбинации.

Диполи

Диполь – динамики излучают звук в противофазе, с меньшей локализацией звуковых образов для слушателя.

Дипольные модели (или дипольный режим в биполярах) выбираются, если помещение сравнительно небольшое, с хорошей акустической обработкой, и расстановкой зрительских мест больше, чем в один ряд. Диффузное звуковое излучение от дипольных АС, как нельзя лучше подходит для кинозалов такого типа. Упор в дипольном режиме делается именно на кино, для многоканальной музыки дипольная конфигурация не очень подходит, именно по причине слабой локализации звуковых образов.

Биполяры

Биполяр – динамики излучают в фазе, локализация схожа с динамиками прямого излучения.

Биполярные тыловые АС – вторые по частоте использования в системах домашнего кинотеатра. Как правило, это полочные корпусные акустические системы сравнительно небольшой глубины, для удобного подвеса на стену. Специалисты рекомендуют устанавливать биполяры в помещениях сравнительно большого размера, без специальных требований к акустической обработке, и для зрительских мест в один ряд. В последнее время, в 7-канальных конфигурациях, наметилась тенденция устанавливать для боковых тылов биполяры, а для задних тылов – монополи.

Триполяры

Триполяр – это комбинация диполя и динамика прямого излучения, весьма специфическое решение, у которого, тем не менее, есть свои преимущества.

Триполярная акустическая система обладает интересной диаграммой направленности, которая позволяет получить от установленной одной пары боковых тыловых АС эффект, как будто установлена еще и пара тыловых задних АС. Выпускают такие акустические системы несколько компаний, наиболее известные из которых – M&K и KenKreisel.

Что же касается систем для декодера Dolby Atmos, то они могут быть реализованы как встраиваемые в потолок или корпусные с потолочным кронштейном, так и входить в состав специальных напольных и полочных АС, выполненных именно для Atmos, с эффектом отражения звука от потолка на слушателя. Динамики Atmos в таких акустических системах встроены в верхнюю плоскость акустических систем.

Для встраиваемых корпусных потолочных АС, компания DolbyLabs рекомендует использовать акустические системы прямого излучения, с ориентацией динамиков на слушателя.