Прошли те времена, когда все аудио и видеосистемы дома были как бы сами по себе. Отдельно аудио, отдельно видео, в каждой комнате свой комплект, никакой связи между ними. Музыку с хорошей системы в гостиной нельзя было просто взять и передать в детскую комнату и наоборот. Сейчас подход полностью другой. Аудиосистемы любого класса могут быть встроены в кинотеатральные установки, в мультирумные инсталляции (распределение звука по помещениям), причем сложность аудиосистем и их количество не играют особой роли.
Двухканальная аудиосистема достаточно легко интегрируется в систему домашнего кинотеатра
при этом пара акустических систем используется как фронтальная, а два канала стереоусилителя – как часть многоканального усиления. Понятно, что такой микс не есть хорошо ни с точки зрения аудио, ни с точки зрения видео, однако в жизни подобные задачи встречаются не так уж редко. Человек очень любит музыку, но иногда хочет посмотреть фильм или концерт с семьей. Приобретать для этого вторую систему нет ни желания, ни возможности. Тогда стоит дополнить стереосистему необходимой аппаратурой для создания многоканального кинотеатрального комплекта.
Здесь есть два варианта действий. Первый, подходящий для всех систем – докупается кинотеатральный ресивер с предварительными выходами каналов на внешний усилитель, или процессор, где такие выходы есть по определению. Сигнал с предварительного выхода фронтальных каналов ресивера подается на любой свободный линейный вход усилителя в стереосистеме (линейный – то есть без коррекции АЧХ, которая применяется для входов под виниловый проигрыватель), вся остальная коммутация для АС центрального канала, тыловых каналов, каналов вертикальных эффектов идет от ресивера. Если используется процессор, необходим усилитель мощности по числу остальных акустических систем.
Все видеоисточники подключаются как обычно, на видеовходы ресивера/процессора. При калибровке на стереоусилителе устанавливается опорный уровень регулятора громкости, при котором достигается правильное соотношение уровня звука фронтальных АС и всех остальных АС. Соответственно, когда мы переключаем усилитель на линейный вход для работы в системе Домашнего кинотеатра, мы должны выставить уровень громкости в опорное значение. Регулировка громкости ВСЕХ каналов при работе в режиме кинотеатральной системы происходит одновременно с регулятора громкости ресивера/ процессора.
Второй способ требует усилителя, в котором изначально предусмотрена опция сквозной подачи сигнала с определенного входа непосредственно на усилитель мощности минуя предварительный усилитель. Такой вход называется у разных производителей по-разному, например Theatre Line-In, Pre-In. В этом режиме регулятор громкости усилителя вообще не работает. Это наиболее правильный способ с самым высоким качеством звучания, поскольку в тракте отсутствует второй предварительный усилитель. Моделей стереоусилителей с опционным “театральным входом” очень немного (пример – японская компания Triode), поэтому спрашивайте модели у специалистов.
Также легко и непринужденно, стереофонические и многоканальные аудиосистемы могут быть интегрированы в современные мультирумные комплексы – Sonos, Heos, Bluesound и другие. У всех мультирумных модулей есть версии без встроенного усилителя мощности, только с выходом предварительного усилителя, для подключения именно к существующим стерео- и многоканальным аудиосистемам. Предварительный выход (pre-out) можно настроить как фиксированный, так и с переменным уровнем сигнала.
В первом случае регулировка громкости будет возможна только с усилителя аудиосистемы. Во втором – как с усилителя, так и с мультирумного модуля, это удобнее, если вы часто используете группировку зон с общим источником и общим управлением громкостью. Необходимо помнить про установленный уровень регулятора громкости усилителя, чтобы он не находился с выключенном положении.