Классическая компоновка аудиосистемы включает в себя CD-проигрыватель, усилитель и акустические системы. Но мир аудио намного богаче и разнообразнее, вариантов построения или апгрейда аудиосистем очень много. Мы постараемся описать наиболее часто встречающиеся сетапы, чтобы подробнее прояснить многие моменты, которые могут быть неочевидны покупателям, не связанными с Hi-Fi / HighEnd многими годами непрерывной практики.
Какие варианты компоновки возможны в базовой системе?
CD-проигрыватель
Кроме привычных однокорпусных систем, дисковый плеер может быть выполнен вплоть до четырехблочной(!
Гораздо чаще встречается комбинация с блоком транспорта (оптико-механиче
У такого решения есть несколько несомненных преимуществ. Раздельная компоновка оптико-механичес
Для соединения блоков CD-транспорта и внешнего ЦАПа используются два вида кабелей – оптический и коаксиальный электрический. Оптический интерфейс постепенно выходит из обращения – субъективно, на системах среднего и высокого класса, он звучит хуже. Единственное преимущество оптики – она не соединяет корпуса аппаратов(земли) между собой, поэтому до сих пор сохраняется в устройствах с высокой степенью возможных электрических наводок – спутниковых тюнерах. Коаксиальный интерфейс может быть выполнен как на разъеме RCA (несимметричный, небалансный), так и на разъеме XLR (симметричный, балансный). В домашних условиях, между ними нет впечатляющей разницы, кроме сразу замечаемой – при XLR-коммутации громкость звука немного увеличивается.
В последнее время многие мировые компании, выпускающие Hi-Fi / HighEnd – дисковые проигрыватели, встраивают в них отдельные цифровые входы, для обработки встроенным в плеер ЦАПом внешнего цифрового сигнала. Такая компоновка позволяет соединить преимущества обоих аппаратов, хотя и несколько размывает саму идею блочной конструкции.
Усилитель
Как и дисковый проигрыватель, усилитель может быть выполнен по раздельной компоновке. Наиболее часто встречающаяся конструкция – отдельный предварительный усилитель-коммут
Вынос усилителя мощности в отдельный корпус позволяет без особых проблем наращивать выходную мощность вне ущерба для качества звучания, что в случае с полным усилителем весьма проблематично.
В последнее время появились модели полных усилителей с характеристиками и функциями, принципиально невозможными еще несколько лет назад. Новые усилители D-класса обеспечивают очень высокую мощность, высокий КПД, стабильный температурный режим (аппарат практически не греется), и при этом, звучание усилителя способно удивить даже опытного аудиофила. Можно привести в пример французский бренд Devialet, изделия которого высоко оценивают самые придирчивые аудиоэксперты.
Многие модели усилителей имеют встроенный цифро-аналоговый преобразователь, что позволяет обойтись в системе без внешнего DACа. Наряду с высокой выходной мощностью, применением самых скоростных транзисторов, современные усилители обеспечивают необычное, восхитительное качество звучания, непохожее на все, что покупатели слышали ранее.
Для подключения к усилителю винилового проигрывателя необходим отдельный модуль – фонокорректор. Без фонокорректора звук с винила воспроизводится не будет. Дело здесь в принципиально ином способе записи сигнала на виниловый диск – АЧХ при записи специально сильно искажается (низ урезан, верх задран) и должна быть восстановлена до исходного состояния зеркальным отображением, чем и занимается фонокорректор.
Как правило, фонокорректор рассчитан под два вида звукоснимателей – с подвижным магнитом и подвижной катушкой. Фонокорректор может быть, как встроен непосредственно в усилитель, так и быть выполненным в отдельном блоке. Самые современные фонокорректоры могут иметь на борту даже АЦП – аналого-цифровые преобразователи, для оцифровки и преобразования входного аналогового сигнала, например, с фонокорректора винилового проигрывателя. Оцифрованный сигнал можно проигрывать на аудиосистеме, либо сразу записывать на сетевой накопитель.
Акустические системы
Классическая компоновка стереофонической аудиосистемы – пара акустических систем, неважно, полочные они или напольные. Абсолютное большинство всех аудио сетапов так и строятся. Однако есть и другой подход к этому вопросу.
Как известно, основной проблемой при разработке акустической системы является возможность воспроизведения самых нижних частот без ухудшения звучания других диапазонов. Решение этого вопроса весьма сложное и чрезвычайно дорогостоящее, поскольку целиком соткано из технических противоречий, очень немногие модели АС в мире могут адекватно (и честно!) воспроизводить нижний слышимый диапазон в районе 20 Гц.
Если слушатель хочет слышать настоящий, глубокий, тактильный бас, но у него нет возможности приобрести себе АС полного диапазона, которые могут стоить десятки и сотни тысяч долларов, то есть смысл подумать о так называемой трифонической аудиосистеме, в которую, кроме пары АС, входят один или два сабвуфера. Подключить сабвуферы можно к любой акустической системе, но сабвуфер должен быть специальный, предназначенный именно для музыкального воспроизведения.
Сигнал на сабвуфер можно подать как с клемм акустической системы, так и акустических клемм или предварительного выхода усилителя. Сабвуфер может быть один, со стоком низких частот с двух АС, или их может быть два, по одному на каждую АС. Эффект от системы трифоник превзойдет все ожидания. Самые известные сабвуферы в мире, для систем трифоник, выпускают английская фирма REL Acoustics, американская фирмы Velodyne и JLAudio.
Существуют серийно выпускаемые аудиосистемы с отдельной басовой секцией, но в домашнем, а не в профессиональном сегменте, такие модели стоят очень дорого. Тем не менее, данные акустические системы находит своего покупателя. Из представителей этого сегмента, можно привести в пример американскую фирмуGenesis и датскую Gryphon.
Акустические системы могут быть не только пассивными, то есть подключаться к обычному усилителю акустическим кабелей, но и иметь собственный встроенный усилитель мощности(усилите
Не стоит путать просто активные АС, то есть АС со встроенным усилителем мощности (зачастую он работает только на сабвуферную секцию) с активной полосовой фильтрацией, усилением и цифровой обработкой сигнала. Большинство этих АС – студийного исполнения, но они прекрасно работают и в домашних условиях. Многие любители хорошего звука знают акустические системы французской фирмы Focal для домашнего сегмента, но немногие знают про профессиональные мониторы Focal Solo, звучание которых удивит многих адептов домашних аудиосистем.
Такие аудиосистемы – отдельное направление в аудиоиндустрии, специалистов по активным сетапам мало, как, впрочем, вообще специалистов во всех областях человеческой деятельности – особенность нашего времени. Наиболее известная фирма в мире, производящая такие АС – британская Meridian.
Все указанные выше варианты компоновки стереосистем можно расширить и дополнить, во-первых, цифровыми источниками аудиосигнала, которые появились лишь в последние годы, а во-вторых, реализовать не двухканальную, а многоканальную систему.
Многоканальная система требует многоканального процессора / предусилителя, многоканального усилителя мощности, соответствующего набора АС, дисков Blu-Ray Music / SACD Multi channel / DVD Audio / файлов, записанных в соответствующих форматах на компьютере и аудиосервере. Многоканальные записи пошли от форматов объемного звучания для кинофильмов. Самые последние 3D-Аудио декодеры (Dolby Atmos, Auro-3D,DTS:X), имеют соответствующие приложения для работы с трехмерными аудиозаписями, и содержат апсклейлер, позволяющий любую двухканальную фонограмму преобразовать в многоканальный объемный звук.
Мир настоящего звука захватывающ и широк, в короткой статье его невозможно охватить даже частично. Но всегда можно прийти в наш салон и послушать, как звучит то, что называется Hi-Fi / HighEnd-аппаратурой. Если человек по-настоящему любит музыку, он услышит хорошо знакомые записи с такой стороны, что возвращаться к прежнему качеству звучания будет невозможно. Как гласит лозунг одной известной британской фирмы – Послушайте, и вы убедитесь!