fbpx
товар (0)

Акустическая обработка помещения для домашнего кинотеатра

Акустическая обработка помещения домашнего кинотеатра

В предыдущей статье мы рассмотрели вопросы звукопоглощения и звукоизоляции комнаты для домашнего кинотеатра. Это решает проблему ухода звука в другие помещения. Однако, подобные работы проводятся далеко не всегда, по многим причинам. Где-то это не нужно, где-то подобные задачи даже не ставились. Но в любом помещении, предназначенном для установки как музыкальных, так и кинотеатральных систем среднего и высокого класса, необходимо стремится выполнить хотя бы базовую акустическую коррекцию.

Если выполняются работы по звукопоглощению и звукоизоляции, то корректировка решается одновременно с ними. Если такие работы не выполняются, то акустическую обработку надо сделать отдельно. Нам необходимо получить в комнате определенное время реверберации и правильное распространения звуковых волн, для того, чтобы наша аудиосистема отдавала все, на что она способна. Это очень важно. Важнее кабелей, подставок, фильтров питания и тому подобного.

Почему акустической обработке придается столь большое значение? В акустике существует такое явление, как разница в звучании одних и тех же акустических систем в разных помещениях. Именно это и является наибольшей проблемой. Фирма-изготовитель акустической системы изначально проектирует и производит АС с максимальным качеством, соответствующей применяемым в ней конструкторским решениям (корпуса, динамики, электронные компоненты, внутренние соединительные кабели). В специальной заглушенной камере, все акустические системы одной серии звучат примерно одинаково, гарантируя своему будущему владельцу высокое качество звучания.

Причина того, что акустические системы звучат по-разному, являются разные помещения, в которые они устанавливаются. Помещения не похожи друг на друга, у них разные параметры по реверберации, переотражениям, комнатным резонансам, и тому подобное. Именно для частичной компенсации разницы в акустических характеристиках помещений, в ресиверах или процессорах для домашнего кинотеатра применяются различные патентованные схемы электронной коррекции.

Такая схема анализирует звуковые свойства комнаты, и вносит определенные искажения в звуковой сигнал, подаваемый на АС. Мы слышим не звук, максимально приближенный к оригиналу, а звук, с вычитанным и прибавленным скомпенсированным сигналом, пригодным для воспроизведения только в данном помещении.

Отказаться совсем от электронной коррекции в традиционных системах почти невозможно, как почти невозможно сделать у себя дома идеальную по звуковым характеристикам комнату для кинотеатра – корректор учитывает много параметров, в том числе и оптимизацию тембров саундтрека под определенный объем помещения. Однако можно сильно снизить влияние корректора (а в некоторых случаях и вовсе обойтись без него, если кинотеатр строится на акустических системах с активными полосовыми частотными фильтрами) на конечный результат, приведя комнату для домашнего кинотеатра к базовым акустическим требованиям.

Основные трудности на пути к хорошему звуку и способы их решения

Полосовая фильтрация"(“гребенка”), проявляется в виде провалов звуковых волн в нижнем среднем диапазоне 300-600 Герц. Говоря по-простому, не вся информация в этом диапазоне доходит до слушателя. Объяснять, что это нехорошо, надеюсь, не надо. Эффект можно сильно уменьшить путем установки в зоне первых звуковых отражений специальных акустических настенных панелей, сочетающий как поглощение, так и рассеивание звуковых волн. Место установки панелей, их число и тип рассчитываются специалистом-акустиком.

"Порхающее эхо" возникающее как многократное отражение звука от параллельных поверхностей (пола и потолка, стен помещения) в плоскости установки акустических систем, и касается в большей степени, боковых стен. Негативно влияет на средний, и в особенности, высокий частотный диапазон, придавая звучанию жесткость и излишнюю резкость. Эхо можно уменьшить установкой звуковых поглотителей на боковых стенах. Причем в данном случае, это может быть и не специальная конструкция, а, например, шторы на стенах и ковер на полу, прямо перед акустическими системами. Если помещение еще строится, то практически полностью подавить порхающее эхо можно установкой непараллельных конструктивных элементов (гипсокартонных стен).

Выраженное взаимодействие между прямым и отраженным звуками" называемого еще SBIR-эффектом. Касается, в основном, низкочастотного диапазона, и больше всего доставляет неприятностей при расчете места установки сабвуфера (сабвуферов). На практике это выражается в том, что бас и самая нижняя середина существенно меняются при разном расположении АС и сабвуферов от задней стены. Придвинешь ближе – баса становиться больше, но его качество ухудшается, отодвинешь дальше - бас становиться четче, но исчезает глубокий низ…

Единственным реальным методом решения этой задачи является правильные места для установки акустических систем и сабвуферов. Для предотвращения ухудшения качества низких частот, на стенах за фронтальной акустикой, можно разместить акустические панели на основе поглощающих материалов.

"Моды" проявление основных комнатных резонансов, связанных с геометрическими размерами помещения. Как назло, они опять-таки находятся в нижнем частотном диапазоне, и приводят к резкой неравномерности амплитудно-частотной характеристики, ухудшают тональный баланс, окрашивают звук. Проявляются моды весьма интересно - ходишь по помещению, и в разных местах звук разный, особенно бас.

Эта проблема похожа на предыдущий случай, с той лишь разницей, что здесь нужно двигать не акустику, а самого зрителя. Необходимо найти правильное место(места) для установки кресел. Также всегда рекомендуется устанавливать в угол адсорберы (басовые ловушки), которые являются эффективным инструментом снижения негативного влияния комнаты на воспроизведение низких частот, путем снижения их резонансов.

Конструкции и элементы для снижения негативного влияния акустики помещения на звучание аудиосистемы

Пример акустической обработки помещения можно посмотреть ЗДЕСЬ

 

Акустическая обработка помещения для домашнего кинотеатра Категория Домашний кинотеатр Проведение акустической обработки помещения под домашний кинотеатр. Способы решения возникающих с акустической обработкой проблем. акустическая обработка, обработка помещения, акустика в помещении 2018-09-24 20:19:22
+ + + + + SPB-HiFi