В предыдущей статье мы рассмотрели вопросы звукопоглощения и звукоизоляции комнаты для домашнего кинотеатра. Это решает проблему ухода звука в другие помещения. Однако, подобные работы проводятся далеко не всегда, по многим причинам. Где-то это не нужно, где-то подобные задачи даже не ставились. Но в любом помещении, предназначенном для установки как музыкальных, так и кинотеатральных систем среднего и высокого класса, необходимо стремится выполнить хотя бы базовую акустическую коррекцию.
Если выполняются работы по звукопоглощению и звукоизоляции, то корректировка решается одновременно с ними. Если такие работы не выполняются, то акустическую обработку надо сделать отдельно. Нам необходимо получить в комнате определенное время реверберации и правильное распространения звуковых волн, для того, чтобы наша аудиосистема отдавала все, на что она способна. Это очень важно. Важнее кабелей, подставок, фильтров питания и тому подобного.
Почему акустической обработке придается столь большое значение? В акустике существует такое явление, как разница в звучании одних и тех же акустических систем в разных помещениях. Именно это и является наибольшей проблемой. Фирма-изготовитель акустической системы изначально проектирует и производит АС с максимальным качеством, соответствующей применяемым в ней конструкторским решениям (корпуса, динамики, электронные компоненты, внутренние соединительные кабели). В специальной заглушенной камере, все акустические системы одной серии звучат примерно одинаково, гарантируя своему будущему владельцу высокое качество звучания.
Причина того, что акустические системы звучат по-разному, являются разные помещения, в которые они устанавливаются. Помещения не похожи друг на друга, у них разные параметры по реверберации, переотражениям, комнатным резонансам, и тому подобное. Именно для частичной компенсации разницы в акустических характеристиках помещений, в ресиверах или процессорах для домашнего кинотеатра применяются различные патентованные схемы электронной коррекции.
Такая схема анализирует звуковые свойства комнаты, и вносит определенные искажения в звуковой сигнал, подаваемый на АС. Мы слышим не звук, максимально приближенный к оригиналу, а звук, с вычитанным и прибавленным скомпенсированным сигналом, пригодным для воспроизведения только в данном помещении.
Отказаться совсем от электронной коррекции в традиционных системах почти невозможно, как почти невозможно сделать у себя дома идеальную по звуковым характеристикам комнату для кинотеатра – корректор учитывает много параметров, в том числе и оптимизацию тембров саундтрека под определенный объем помещения. Однако можно сильно снизить влияние корректора (а в некоторых случаях и вовсе обойтись без него, если кинотеатр строится на акустических системах с активными полосовыми частотными фильтрами) на конечный результат, приведя комнату для домашнего кинотеатра к базовым акустическим требованиям.
Основные трудности на пути к хорошему звуку и способы их решения
Полосовая фильтрация"(“гребенка”), проявляется в виде провалов звуковых волн в нижнем среднем диапазоне 300-600 Герц. Говоря по-простому, не вся информация в этом диапазоне доходит до слушателя. Объяснять, что это нехорошо, надеюсь, не надо. Эффект можно сильно уменьшить путем установки в зоне первых звуковых отражений специальных акустических настенных панелей, сочетающий как поглощение, так и рассеивание звуковых волн. Место установки панелей, их число и тип рассчитываются специалистом-акустиком.
"Порхающее эхо" возникающее как многократное отражение звука от параллельных поверхностей (пола и потолка, стен помещения) в плоскости установки акустических систем, и касается в большей степени, боковых стен. Негативно влияет на средний, и в особенности, высокий частотный диапазон, придавая звучанию жесткость и излишнюю резкость. Эхо можно уменьшить установкой звуковых поглотителей на боковых стенах. Причем в данном случае, это может быть и не специальная конструкция, а, например, шторы на стенах и ковер на полу, прямо перед акустическими системами. Если помещение еще строится, то практически полностью подавить порхающее эхо можно установкой непараллельных конструктивных элементов (гипсокартонных стен).
Выраженное взаимодействие между прямым и отраженным звуками" называемого еще SBIR-эффектом. Касается, в основном, низкочастотного диапазона, и больше всего доставляет неприятностей при расчете места установки сабвуфера (сабвуферов). На практике это выражается в том, что бас и самая нижняя середина существенно меняются при разном расположении АС и сабвуферов от задней стены. Придвинешь ближе – баса становиться больше, но его качество ухудшается, отодвинешь дальше - бас становиться четче, но исчезает глубокий низ…
Единственным реальным методом решения этой задачи является правильные места для установки акустических систем и сабвуферов. Для предотвращения ухудшения качества низких частот, на стенах за фронтальной акустикой, можно разместить акустические панели на основе поглощающих материалов.
"Моды" проявление основных комнатных резонансов, связанных с геометрическими размерами помещения. Как назло, они опять-таки находятся в нижнем частотном диапазоне, и приводят к резкой неравномерности амплитудно-частотной характеристики, ухудшают тональный баланс, окрашивают звук. Проявляются моды весьма интересно - ходишь по помещению, и в разных местах звук разный, особенно бас.
Эта проблема похожа на предыдущий случай, с той лишь разницей, что здесь нужно двигать не акустику, а самого зрителя. Необходимо найти правильное место(места) для установки кресел. Также всегда рекомендуется устанавливать в угол адсорберы (басовые ловушки), которые являются эффективным инструментом снижения негативного влияния комнаты на воспроизведение низких частот, путем снижения их резонансов.
Конструкции и элементы для снижения негативного влияния акустики помещения на звучание аудиосистемы
• Фронтальная стена обязательно обрабатывается тем или иным способом. Если помещение готово, помогает подвес тяжелой шторы вдоль всей стены.
• Боковые стены сильно отражают звук, и как правило, на них устанавливаются звукопоглощающие панели, особенно в зоне первых отражений (до двух метров вперед от фронтальной акустики.
• Тыловая стена, наоборот, должна правильно рассеивать звуки, вдоль нее монтируются звукорассеивающие конструкции, то есть диффузоры разных типов.
• Потолок менее ответственен за акустические проблемы в комнате, но если нет возможности правильно сделать пол и стены, то потолок покрывается звукопоглощающим материалом по всей площади поверхности. Если на боковых стенах и на полу применяется акустическая обработка, есть смысл заглушать потолок только в зоне проекции фронтальной акустической группы.
• Пол можно не отделывать ничем, а выполнить покрытие из паркета на основе массива дерева, или плотного ламината. Толстый ворсистый ковер из натуральной шерсти, размещенный прямо перед фронтальными АС, всегда положительно влияет на звук.
• Про окна и двери мы уже говорили ранее, здесь особо нечего добавить. Можно пожелать, чтобы в помещении, специально выделенном под домашний кинотеатр, было как можно меньше окон.
Пример акустической обработки помещения можно посмотреть ЗДЕСЬ