Сабвуферы, или модули басовой поддержки – неотъемлемый элемент системы домашнего кинотеатра любого уровня. Без сабвуфера(сабвуферов), собрать правильно звучащую систему, с настоящими низкочастотными эффектами (взрывы, удары, перемещения массивных объектов), не удастся.
Основные акустические системы, каких бы размеров они не были, хоть с платяной шкаф, не могут воспроизводить по-настоящему низкие частоты без ущерба всем остальным звуковым диапазонам. Басовый динамик в АС полного диапазона будет создавать вибрацию корпуса, которая приводит к дрожанию ВЧ и СЧ-излучателей и развалу фазы сигнала. Есть, конечно исключения из этого правила, но стоимость подобных АС очень и очень высока. Кроме того, в помещении существуют некоторые точки, в которых разные звуковые диапазоны воспроизводятся наиболее эффективно.
Места для формирования баса высокого качества не совпадают с таковыми для средних и высоких частот. Понимание этого вопроса привело к появлению отдельных басовых модулей, для которых существуют определенные места размещения и варианты настройки, снижающие низкочастотные стоячие волны помещения. Для сабвуферов декодеры цифровых звуковых форматов несут отдельную записанную дорожку, которая выделяется при звуковом процессинге и подается именно на вывод сабвуферного канала.
Сабвуфер выполняет в системе домашнего кинотеатра две важнейшие функции:
-
Обеспечивает воспроизведение низких частот на нижних границах звукового диапазона, вплоть до ощущения, что бас не слышится ухом, а ощущается всем телом
-
Обеспечивает чистое воспроизведение остальных звуковых частот из-за отсутствия модуляции более сильного сигнала более слабым, а также ровную амплитудно-частотную характеристику и неискаженную фазу сигнала из-за отсутствия вибрации корпуса основной акустической системы
Сабвуферы, как и акустические системы, можно разделить на типы:
Корпусные и встраиваемые
Корпусной сабвуфер | Встраиваемый сабвуфер | |
это ящик тех или иных размеров, с одним или несколькими динамиками, со встроенным усилителем, или без него (вынесенным в отдельный корпус), с возможностью подстройки степени усиления входного сигнала, фазы сигнала и частоты отсечки, то есть определения, какой диапазон частот сабвуфер отрабатывает при поступлении входного сигнала. Все корпусные сабвуферы с выносным усилителем мощности относятся к инсталляционному классу, настройка которых должна производится специалистом. Как опция, сабвуфер может быть оснащен цифровым DSP-процессором, для точной подстройки своих параметров под конкретное помещение, нередко совмещенное с микрофонным калибрационным комплексом. Такие сабвуферы – самые дорогие из всех существующих, сфера их применения – персональные кинозалы и домашние кинотеатры очень высокого уровня. |
Встраиваемые сабвуферы имеют все те же функции, что и их корпусные собратья, но отличаются небольшой глубиной, приемлемой для установки в специальные ниши в строительных конструкциях, и, как правило, оснащаются выносным усилителем. В остальном, они могут ни в чем не уступать корпусным моделям.
Встраиваемые сабвуферы устанавливаются в основном в американские модели кинотеатров, да и вообще в системах, где акустика должна быть как можно менее заметной. |
Закрытые и фазоинверторные
Закрытый тип сабвуфера | Сабвуфер фазоинверторного типа | |
Закрытый корпус в сабвуфере предполагает его использование не только в кинотеатре, но и музыкальных системах, стерео или многоканальных. В них субъективно меньше баса, но он выше качеством. Отличаются простотой в конструкции корпуса и практически полным отсутствием частотных искажений. Для образования глубокого и насыщенного баса необходим больший по размеру корпус, поэтому модели закрытого типа более громоздкие и массивные. Если корпус не «добирает» до нужного объема, при воспроизведении звука в спектре наблюдается заметная потеря низкочастотной составляющей. Хотя бывают и исключения: некоторые сабвуферы закрытого типа имеют компактный размер, оставаясь предельно мощными (от 800 Вт и более), но стоят они гораздо дороже громоздких аналогов. |
Сабвуферы с фазоинвертором (труба с настроенной резонансной частотой, понижающая границу диапазона воспроизведения) дают большой и мощный бас, но для тонкой музыкальной информации он избыточен. Для кино это не имеет значения, но для музыкального воспроизведения очень важно. Динамик у моделей этого типа размещается внутри корпуса, отверстие – с задней стороны. Диффузор НЧ-головки у них подвижнее, следовательно, такой сабфувер способен генерировать более низкие басы. В отношении неудобств использования следует указать на определенные сложности при проектировании всей акустической системы, когда нужно учитывать ряд технических нюансов и факторов. Эти сабвуферы должны быть правильно настроены, чтобы воспроизводить звук высокого качества – в противном случае нередко возникают нелинейные искажения, когда динамики начинают «бубнить». Фазоинверторные модели, конечно, больше подходят для больших по метражу помещений. |
Активные и пассивные
Сабвуферы различаются не только своими габаритами и корпусом. Эти акустические устройства делятся также на активные и пассивные.
Активные отличаются от пассивных тем, что снабжены встроенным усилителем, предназначенным для расширения звукового диапазона путем понижения нижней частотной границы. Получаемый на выходе сигнал имеет более высокий уровень за счет устранения нагрузки на динамики при воспроизведении басов.
С таким усилителем согласовать компоненты акустической системы намного легче, поскольку сейчас у многих моделей регулировка частоты разделения выполняется на самом устройстве.
Полосовые сабвуферы
По большому счету, полосовые сабвуферы – это полосовые фильтры. Корпус у моделей данного типа сочетает в себе конструкцию закрытого и фазоинверторного сабвуфера. Динамики помещаются внутрь корпуса, а звук генерируется фазоинвертором.
В результате, получается более высокое звуковое давление в сочетании с более узким частотным диапазоном. Диапазон частот можно корректировать, меняя объем боксов, однако это отнюдь не простая процедура, которую может провести только специалист.
Как видно из всего сказанного, выбор подходящего типа сабвуфера зависит от ряда технических условий и требований, предъявляемых к аппаратуре.
У каждой модели есть свои достоинства – в частности, фазоинверторные сабвуферы отличаются динамической отдачей и повышенным уровнем громкости, тогда как закрытые сабвуферы годятся для воспроизведения полноценного и многогранного баса (эти модели стоят заметно дороже).
Рабочий диапазон сабвуферов находится в большинстве случаев, в пределах 20 -160 Гц, однако встречаются модели с воспроизведением и от 9-12 Герц. И хотя заявленный диапазон записи для DolbyDigital составляет от 3 Гц, не стоит воспринимать такие паспортные данные слишком серьезно. Ниже 20 Гц звук уже не воспринимается ухом, а только тактильно (вибрация, ощущение давления). Если же звук переходит в инфразвуковой диапазон на 7-8 Гц, то при достаточной мощности может привести к остановке сердца.
Динамик не в состоянии отработать такие частоты в реальном мире, только на искусственных тестах. Косвенно, мы можем судить по параметрам рабочей частоты о качестве сабвуфера. Увидев значения в 12-15 Гц для нижней частоты в паспортных данных, можно не сомневаться – такой сабвуфер в кино не подведёт.
Особенностью низких частот является их затрудненная локализация ухом слушателя, связанная с большой длиной волны. Поэтому, место расположения сабвуфера может быть иным, чем других акустических систем. Тем не менее, такая локализация все же есть, и она не слишком приветствуется специалистами. Эта проблема решается установкой двух или более сабвуферов.
Многосабвуферные системы обеспечивают феноменально ровное низкочастотное поле, недостижимое никакими другими средствами. Два или четыре сравнительно простых сабвуфера работают намного интересней одного дорогого. Здесь мы имеем не увеличение количества баса в два или четыре раза, а резкое повышение его качества. Только несколько сабвуферов могут практически устранить негативное влияние помещения на низкие частоты. Компоновка и настройка многосабвуферных систем требует высоких профессиональных знания от инсталлятора. Обращайтесь к профессионалам!